Чтобы Гумилеву не натирали нос. Градсовет поспорил про памятник поэту в Кронштадте
На суд Градостроительного совета 7 февраля представили эскиз памятника поэту Николаю Гумилеву, который предстоит установить в Кронштадте. Сама скульптура вроде нареканий не вызвала. Но архитекторы не простили.
Идею установить памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте, на улице Комсомола, активно начали обсуждать еще в 2021 году. Тогда же был проведен и архитектурный конкурс, выставку работ-претендентов проводили в Академии художеств. Из трех десятков вариантов победу одержала скульптура авторства Екатерины Пильниковой — ее и обсудил Градсовет.
Первоначальный вариант претерпел некоторые корректировки. В частности, изменились постамент и надпись на нем.
Как рассказала Пильникова на заседании совета, постамент получил более классическую форму, что касается надписи — осталось только имя. «Мне кажется, что так выглядит более целесообразно», — пояснила скульптор. Локация для установки тоже изменилась — не посередине между улицами Восстания и Советской, а ближе к последней, напротив дома №4Б по улице Комсомола.
Высота постамента — 2 метра, бюста — 90 см. Как объяснила автор, она ориентировалась на то, чтобы «человек среднего роста не смог натирать ему (Гумилеву. — Прим. ред.) нос». Пильникова добавила: что касается бюста, задумка была сделать его лаконичным и не загромождать деталями — только четкие чистые линии, «отсылка к римскому портрету». Цветовое решение — серый гранитный постамент и покрытый патиной бюст, возможно, в серо-зеленых оттенках, в цвет основания.
Кропачев-младший в Смольном?
Слово пацана против Вышенкова
Масштабный сбой Grow Food
Уловки производителя продуктов
Дело покрышек: первая смерть
Проект «Образование»
Промышленный Петербург
ГОРОД
Чтобы Гумилеву не натирали нос. Градсовет поспорил про памятник поэту в Кронштадте
7 февраля 2024, 19:45
4749
ФОНТАНКА.РУ
Читать в приложении
УСТАНОВИТЬ
Фото: скульптор Екатерина Пильникова
ПоделитьсяПоделиться
На суд Градостроительного совета 7 февраля представили эскиз памятника поэту Николаю Гумилеву, который предстоит установить в Кронштадте. Сама скульптура вроде нареканий не вызвала. Но архитекторы не простили.
Идею установить памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте, на улице Комсомола, активно начали обсуждать еще в 2021 году. Тогда же был проведен и архитектурный конкурс, выставку работ-претендентов проводили в Академии художеств. Из трех десятков вариантов победу одержала скульптура авторства Екатерины Пильниковой — ее и обсудил Градсовет.
Первоначальный вариант претерпел некоторые корректировки. В частности, изменились постамент и надпись на нем.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Реклама
i
ООО «БАУШ ХЕЛС» ИНН 7706782987
Фото: скульптор Екатерина Пильникова
ПоделитьсяПоделиться
Как рассказала Пильникова на заседании совета, постамент получил более классическую форму, что касается надписи — осталось только имя. «Мне кажется, что так выглядит более целесообразно», — пояснила скульптор. Локация для установки тоже изменилась — не посередине между улицами Восстания и Советской, а ближе к последней, напротив дома №4Б по улице Комсомола.
Высота постамента — 2 метра, бюста — 90 см. Как объяснила автор, она ориентировалась на то, чтобы «человек среднего роста не смог натирать ему (Гумилеву. — Прим. ред.) нос». Пильникова добавила: что касается бюста, задумка была сделать его лаконичным и не загромождать деталями — только четкие чистые линии, «отсылка к римскому портрету». Цветовое решение — серый гранитный постамент и покрытый патиной бюст, возможно, в серо-зеленых оттенках, в цвет основания.
Фото: скульптор Екатерина Пильникова
ПоделитьсяПоделиться
Рецензентом выступил мастер монументальной и станковой скульптуры Олег Шоров. Он одобрил работу и констатировал, что присутствует основной признак композиции — целостность и единство формы.
Вопрос об отсутствии архитектора в команде поднял бывший глава комитета по градостроительству, президент петербугского Союза архитекторов Владимир Григорьев. «Скажите, пожалуйста, почему вы пренебрегаете таким общепринятым подходом к проектированию памятников, когда скульптор работает вместе с архитектором?» — задал он вопрос и напомнил, что за всю историю государства Российского только один скульптор работал без архитектора — Церетели. Пильникова объяснила: архитекторов она не избегает, просто с некоторыми работа не срослась.
Его коллега Святослав Гайкович также отметил отсутствие архитектора в коллективе авторов и предложил отправить проект на доработку, но не выносить его повторно на заседание Градсовета, а только на комиссию. Он заявил, что намерен голосовать против. Также пока не согласовывать проект предлагает Михаил Мамошин. По его словам, для решения вопроса по архитектурной части хватило бы и студента.
Архитектор Евгений Герасимов вроде бы отпустил шпильку в адрес коллег. «Видите, как нервно реагируют архитекторы? — обратился он к скульптору. — Приходят на память слова Марины Цветаевой, которая написала, что люди в конечном итоге не могут простить только одного — что как-то обошлись без них». И посоветовал автору, как Агафья Тихоновна в пьесе Гоголя «Женитьба», уже выбрать кого-нибудь из архитекторов.
«Слушайте, ну что мы все советуем, советуем? Вот коллега Мильчик говорит, надо годы жизни выбить. Ну что такой-то там родился. И что, будут люди думать, что он простудился и умер? Тогда надо писать, что был расстрелян «большевистской сволочью», местечковыми комиссарами великий русский поэт. Ну и всю историю. Не думаю. Поэтому я думаю, что здесь советовать не надо авторам», — заступился за Пильникову Герасимов.
Архитектор Олег Харченко тоже вступился за работу, назвал скульптуру прекрасной, отметил, что пьедестал в последней версии «нашел себя», и предложил согласовать эскиз.
Ревностно на защиту автора и ее работы бросился ректор Академии художеств им. Репина, историк архитектуры Семен Михайловский: «Выступаю в качестве адвоката <...> Очень хорошая скульптура, чистая форма <...> Я удивляюсь, что мы столько времени тратим на очевидно талантливую вещь».
Архитектор Георгий Снежкин отметил, что бульвар на Комсомола для памятника узковат, и предложил перенести скульптуру, впрочем, недалеко — непосредственно к дому, в котором жил Гумилев: Советская улица, 7. Напротив него есть более широкое пространство.
Решение Градсовета станет известно позднее, по итогам заочного голосования.
Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»