Семья московских врачей создала сыроварню в глубинке ?...
Семья московских врачей создала сыроварню в глубинке В 2009 году у московских врачей Алены и Дмитрия Козлова родилась четвертая дочь Вера. У девочки оказалась непереносимость коровьего молока. Супруги посоветовались и... решили завести козу. Во-первых, чтобы кормить ребенка натуральным молоком. Во-вторых, чтобы сэкономить: банка сухой смеси, а ее не хватало даже на месяц, стоила 1,6 тысячи рублей. А козу, которая давала молоко по соседству со смоленской дачей Козловых, продавали за 4 тысячи… Так в деревне Трофимово Сафоновского района поселилась Алена с маленькой Верой и козой Машкой.
Дальше - больше: в хозяйстве появилась корова. Оказалось, что она дает молока намного больше, чем коза. Поначалу Алена делала из излишков творог и взбивала сметану, раздавала родственникам и знакомым. А потом решила сварить сыр… Так началась ее сырная история.
«Как выцарапать тебя из этой деревни?»
Мы сидим у Алены на кухне и пьем травяной чай из посуды с восточными мотивами. Алена родом из Средней Азии, после окончания медицинского университета приехала покорять Москву, а заодно покорила и сердце Дмитрия Козлова - потомственного врача. Сейчас он отошел от врачебных дел и работает в крупной фармацевтической компании в столице. Впрочем, в любую свободную минуту едет в Трофимово, к жене. Алена отлучается в столицу отвезти товар и повидать старших дочерей. Ей за 40, она многодетная мать, но очень легка не только в общении, но и в движениях - как будто порхает по кухне.
Когда Козловы говорят о том, что производят свою продукцию в экологически чистом месте, то уж точно не кривят душой. Нам пришлось поплутать, прежде чем попасть в Трофимово, - вокруг только леса и «причесанные» поля. Связи и навигации нет. Когда мы наконец увидели домики на пригорке, то оказалось, что к ним можно попасть лишь по хрупкому с виду мосту через реку Вязьма.
- Этот мост мы построили сами. До того здесь были деревянные клади. Каждый год в половодье их сносило. А мы опять вбивали столбы и клали доски… А потом плюнули на это дело и подумали: если у нас дома есть интернет, то почему у нас в деревне нет моста? Были ситуации, когда его заливало и выбраться в цивилизацию не получалось. Переправлялись на лодках. Однажды я так зависла в деревне на две недели. С тех пор у меня есть погреб с продуктами: замороженное мясо, компоты, горошек и майонез… Помню, как один раз мне нужно было попасть к своему московскому косметологу в непогоду. Сначала переплывала на лодке, потом ехала на тракторе до машины…
История Алены нетипична: она переезжала не в свои родные места, а в деревню, где когда-то жила бабушка мужа, Евдокия Ивановна.
- Первый раз Дима привез меня сюда зимой году в 2005-м. Я была в предвкушении отдыха в деревне и даже предложила ему купить курицу-гриль по пути, чтобы приехать и разогреть в микроволновке. Дима так странно на меня посмотрел… Я вошла в дом и поежилась - холод собачий, никто же печь не топил. И железные кровати с матрасами… Я села на краешек кровати и боялась пошевелиться.
«Ну что? - спросил тогда муж. - Будешь сюда на лето приезжать?»
Я хотела в ответ повертеть пальцем у виска.
Прошло 20 лет, и Дима стал мне говорить: «Не знаю порой, как выцарапать тебя из этой деревни!»
Трофимово для Алены не просто точка на карте, а место, наполненное смыслами. Бабушка Дмитрия вспоминала, как несколько раз во время войны ее водили здесь на расстрел. И место это по-прежнему мистическое: грибников в той чаще каждый год «берет блуд» [Блуд — персонаж славянской мифологии, нечистая сила, которая сбивает с дороги]. А сам Дима тепло вспоминал свое детство в Трофимове. Его, тогда еще мальчика, впечатлило отношение местных к животным: если умирала корова, в семье плакали…
- Когда я ехала сюда, меня предостерегали: мол, на Смоленщине народ непростой - тебя либо полюбят, либо… В первое время со мной один дедушка на окраине деревни не здоровался. А потом у меня застряла машина. И он, наблюдая за тем, как я ее выталкиваю - а я ее вытолкала! - сказал с восхищением: «Бабонька, ты молодец!» Теперь мы с ним лучшие друзья…
Я люблю эти места. Они так богаты историей! В любую минуту можно поехать в усадьбу Грибоедовых Хмелиту или в монастырь в Болдино. А еще погулять по парку в Нахимовском. Вы проезжали руины церкви недалеко от нашей деревни. Это остатки старинной усадьбы в Сережани, которой владел муж внучки Пушкина Веры Мезенцовой. Этот храм был очень крупным в округе! На отрезке от Якушкина до Старого Села в свое время проживало пять помещиков. И каждому из них что-то принадлежало…
Прасковья Тулупова
Верочке Козловой сейчас 16. В детстве она была белокурой девочкой с голубыми глазами. Поэтому домашние звали ее в шутку Прасковьей Тулуповой - как героиню комедии Марка Захарова «Формула любви». Когда выбирали название для сыроварни, то решили назвать ее именно так - «Прасковья Тулупова». Ведь действие фильма, приключения графа Калиостро, как раз развиваются в Смоленской губернии.
- У нас есть и другой бренд, более замысловатый - Kivele. Это слово составлено из первых букв имен наших дочерей - Киры, Веры и Леры.
На двоих у Козловых пятеро детей: две Софьи - старшие девочки от первых браков - и три младшие - общие.
- Муж хотел сына. Когда родился наш последний ребенок, я позвонила ему из роддома и сказала: «Чуда не произошло. У тебя родилась дочь. Назвали Валерой». Нашей Лерочке сейчас 10 лет.
Еще в пандемию Алена перевела младших дочерей из московской школы в местную, Старосельскую.
- Это было одно из моих лучших решений в жизни. Я вам честно скажу: такими счастливыми своих девочек я не видела никогда!
В Москве у них была хорошая школа с углубленным изучением некоторых предметов. В классах по 30 человек. На уроке просто не хватало времени спросить каждого ученика. Домой приходили в половине пятого. Часов до девяти мы еще сидели с домашним заданием: с синяками под глазами, в надрыве… Здесь, в Старом Селе, они все успевают сделать в классе. Преподаватель уделяет время каждому. Девочки заканчивают учебу в два часа.
«Делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще»
- Вы помните свой первый сыр?
- Конечно! В начале пути мне казалось, что если я варю, например, хороший борщ, то сыр тоже получится. Дала мужу попробовать. Он одобрил, но как-то туманно сказал: «Надо подумать, как его улучшить». Спустя несколько лет признался: «Алена, большей гадости в своей жизни я не ел. Но не стал тебя расстраивать». А я перфекционист. Помните, что в фильме «Служебный роман» говорит Людмила Прокофьевна, отчитывая за некачественно выполненный отчет Анатолия Ефремовича? «Делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще».
Домашние эксперименты с сыром превратились в образ жизни. Теперь вместо одной кастрюльки на кухне у Козловых целая сыроварня. В ассортименте появились сыры с «заморскими» названиями: бель-пазе, колби, канестрато, раклет, бофор, белпер кнолле… А еще Трофимово - единственное место в России, где делают рассольный сыр беяз пейнир!
- Знаете, что самое сложное в сыроварении? Повторить результат. Сотворить точно такой же вкус и текстуру со всеми оттенками и нюансами. Это и есть искусство сыроварения.
Варить сыр помогает семья из соседнего Старого Села - по иронии судьбы, их семейную пару тоже зовут Дима и Лена.
Алена легко признается и в своих «поражениях»:
- Оказалось, что «на земле» большая проблема с персоналом. Здесь невозможно найти людей по уборке за животными и дойке. На любую зарплату. Люди готовы делать все что угодно. Но ковыряться в навозе, говорят, не хотят. Поэтому в прошлом году пришлось распрощаться с хозяйством.
Сейчас Козловы закупают молоко в вяземской Хмелите и сафоновских Рыбках.
Несколько лет назад супруги решили развивать туризм. Купили снегоходы, квадроциклы и багги, проложили по окрестным лесам безопасную тропу, продумали маршрут.
В новогоднюю ночь 2024 года склад-гараж вместе со всем «инвентарем» сгорел.
Козловы поначалу впали в отчаяние, потом стали относиться к этому философски: «Спасибо, Господи, что взял деньгами!» Однако идею с развитием туризма решили пока «припарковать».
Единственное, что запустили, - мастер-классы по сыроварению для небольших групп. Например, компания друзей по предварительной договоренности может приехать в Трофимово и под руководством Алены сварить моцареллу всего за 40 минут. Хозяйка говорит, что, по сути, это новая забава для взрослых - ведь такой сыр растягивается в руках как модная детская игрушка слайм.
Текст: Мария Дёмочкина.
Фото Анны Лукиной.
Источник: Информагентство "Рабочий путь "