В Подмосковье 16-летняя девочка угорела в гараже...
В Подмосковье 16-летняя девочка угорела в гараже вместе со своим 26-летним возлюбленным
В гараже Орехово-Зуево были найдены тела 16-летней Ангелины и 26-летнего Бахи. Они заперлись в гараже с заведенным автомобилем и погибли от отравления угарным газом.
Человек сегодня украл кошелёк около ТЦ...
Человек сегодня украл кошелёк около ТЦ "Заречье". В кошельке была приличная сумма. На камерах он засветился. Кто-нибудь его знает? Если знаете, но не хотите сдавать, можно передать, что полиция уже начала активные поиски
?? Торопецкий костюм. Псковская губерния.«Тут...
?? Торопецкий костюм. Псковская губерния.
«Тут впервые довелось увидеть всю типичность этих одеяний», - писал поэт К. К. Случевский, сопровождавший великого князя Владимира Александровича в 1885 г. в поездке по Торопецкому уезду, о колоритном местном костюме торопчанки.
Торопецкий народный костюм был настолько великолепен, что Екатерина Великая выписала из Торопца несколько кукол, одетых в местный костюм. По словам современников, император Александр I, находясь в гостях у богатейшего торопецкого купца третьей гильдии Ф. И. Поджарова в 1824 г., был поражен костюмами торопчанок и долго любовался их нарядами и головными уборами. Историк-краевед М. И. Семевский в книге «Торопец, уездный город Псковской губернии» (С-Пб,1864) писал: «Носили они сарафаны из парчи или штофной, или атласной ткани, распашные, на золотых и серебряных нитях, подпоясанные золотым поясом или широкой лентой. Рукава белых рубашек из тончайшей материи вышиты, манжеты из кружев. Ворот и манжеты стягиваются золотыми или жемчужными запонами или широкими лентами. Головы покрывались венцами (в девичестве) или кокошниками (в замужестве). В ушах жемчужные четырехугольные с камушками серьги, на шее – бусы жемчужные в несколько рядов. Подобные костюмы стоили дорого (один кокошник – от 2 до 7 тысяч серебром) и передавались из поколения в поколение».
Вполне естественно, что такие богатые костюмы не были присущи всем без исключения торопчанкам. Небогатые простые торопчанки, делая свои костюмы из менее дорогих простых материалов, сохраняли при этом традиционные формы и комплектность традиционного костюма.
Уникальный женский головной убор торопчанки, называемый в местном просторечье «шишак», давали в приданое, и каждая женщина хранила его для своей дочери. Он был своего рода визитной карточкой Торопца и являлся не только украшением, но и весьма надежным вложением средств, так как стоил целое состояние. При финансовых затруднениях «шишак» можно было заложить или дать напрокат на время свадеб, что приносило семейству определенный доход. Свидетельство об этом сохранилось даже в местных песнях:
***
Вы торопецкие девушки,
Новгородские лебедушки,
В вас жемчужные кокошники.
По закладам много хаживали,
Много денег они нашивали,
Когда рубль, когда два,
Когда всех полтора…
***
Число шишек (отсюда и название убора) на лобной части головного убора доходило до 30. По преданию, передаваемому из уст в уста, когда сваха надевала этот убор на новобрачную, то желала ей иметь столько детей, сколько было шишек на кокошнике, и прожить ей с мужем в любви и согласии еще большее количество лет. Каждая шишка украшалась мелким жемчугом. Жемчуг был одним из излюбленных материалов Древней Руси. Этот национальный камень добывался в реке Торопе. В те времена его было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями. Возникновение жемчужин в раковинах всегда было окутано легендами. Жемчуг, добываемый из живого существа, по народному верованию, оставался живым, и в женском костюме сделался как бы символом жизни.
О том, что торопецкий костюм был действительно богат и интересен, свидетельствует сам факт, что к настоящему времени на территории всего уезда не сохранилось ни одного образца не только самого костюма, но и отдельных его деталей. К сожалению, и в нашем музее старинный костюм представлен не в полном комплекте. Однако и этот образец пользуется большим вниманием со стороны посетителей и вызывает много вопросов, касающихся истории возникновения костюма.
Правда, красота, созданная народом, не умерла. Она получила новую жизнь. Все, что творили наши отдаленные предки, что было настоящим произведением искусства, стало достоянием музеев. Торопецкий старинный костюм во всем его блеске сегодня можно увидеть на портретах торопецких художников, в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Пскова. Портреты, ведущие происхождение из Торопца, можно объединить в одну серию «Портрет неизвестного». Объясняется это тем, что до середины 19 века сохранялось поверье: кто разрешит снять с себя портрет, в тот же год и умрет. Первый известный нам датированный и подписанный автором портрет относится к 1822 г. (Абрам Клюквин. Портрет неизвестного).
Молодой Петр I, немало и радостно удивленный смекалистой предприимчивостью местных купцов, выгодно торговавших с заморскими странами, наградил их льготной пошлиной: платить налоги наравне с иностранными торговцами. Мудрость государева не замедлила сказаться на судьбе Торопца и его обывателей: деньга, стекавшая от льготных пошлин, не отягощала мошну купеческую. Город тут же засиял многочисленными маковками соборов. Даже сложилась своя архитектурная школа, свое «торопецкое барокко». Самобытный местный костюм так же, как и «торопецкое барокко», имеет свое «торопецкое лицо», и это неоспоримо.
С. СЕЙТМАМУТОВА,
научный сотрудник Торопецкого краеведческого музея.