«ВЫ ТУДА ПОЙДЕТЕ УМИРАТЬ»: БЫВШИЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ ИЗ ЯРОСЛАВЛЯ РАССКАЗАЛ, КАК СЛУЖИЛ В ЧВК «ВАГНЕР»
Вячеслав Колесов попал в компанию Евгения Пригожина за месяц до освобождения
В октябре мы писали о конфликте в офисном здании на Комсомольской улице Ярославля. Одним из участников словесной перепалки стал безногий мужчина. Он на коленях заполз в здание, но его оттуда настойчиво выгоняли, называя бомжом и попрошайкой. Мужчина, несмотря на инвалидность, не отступал. В какой-то момент он рванул на груди кофту и заявил:
— Я — ЧВК «Вагнер»!
Нам удалось разыскать калеку. Это Вячеслав Колесов. Ему 49 лет. Он действительно вернулся со спецоперации. Именно там и лишился ног. Но он не бомж. Вячеслав живет в малосемейке на окраине Брагина, эту квартиру на выплаты от ЧВК «Вагнер» ему купил сын. Мы встретились с Вячеславом у его подъезда, и он рассказал нам свою историю.
«Как по таким дорогам на коляске ездить?»
Из подъезда коляску с Вячеславом к нам вывезла женщина — его дама сердца.
— Помогите! — попросила она.
Вячеслав живет на пятом этаже. На первый спускается на лифте. Но он не всегда работает.
— Лифт часто ломается. Приходится прямо на коленях ползти по лестнице. Еще и коляску за собой тащить, — жалуется Вячеслав.
Даже, когда лифт исправен, от него к выходу из подъезда нужно преодолеть еще несколько ступенек. Рядом есть спуск, но он очень крутой — съехав с него на коляске, можно удариться о противоположную стену. Свезти Вячеслава на коляске по ступенькам у женщины просто не хватает сил. Поэтому ему опять приходится вставать на колени.
На улице ситуация не легче.
— Посмотрите на дороги, — показывает Вячеслав на территорию у подъезда — она испещрена выбоинами, а тротуар скошен к дороге. — Как по таким на коляске ездить?
«Меня в Коровниках все знают»
Вячеслав родом из поселка Козьмодемьянск Ярославского района, учился в Курбской школе. После поступил в ПТУ в Ярославле. Учился на сварщика. Потом женился, у него родился сын. В 1992 году ушел в армию на полтора года. А дальше, как говорится, пошел по наклонной — попал в тюрьму. Жена с ним развелась.
— Сколько раз сроки отбывали?
— Много, — признался Вячеслав. — В основном за кражу. Такой уж я воровайка. Меня в Коровниках все уже знают. Я, когда туда попадаю, мне говорят: «Ой, ты свой уже — батя».
Коровники — следственный изолятор № 1 в Ярославле, в поселке Коровники на берегу Волги.
«Пацаны, вы туда пойдете умирать»
Собственно, из тюрьмы он и попал в ЧВК «Вагнер».
— У меня последний срок был на Алтае. Туда Пригожин сам приезжал в декабре 2022 года. У нас отбор был — 40 отжиманий, 40 приседаний. Многие не смогли. А мне почти 50, я влегкую всё исполнил. Пригожин сразу сказал: «Пацаны, вы туда пойдете умирать просто. А кто выживет, тому помиловка будет».
По словам Вячеслава, сидеть ему на тот момент оставалось около месяца. Но он всё равно решил отправиться на СВО.
— Я подумал, что уже столько нагрешил… Родственники меня забыли. У меня же в Питере есть тетя, сестренка одна двоюродная — в Швейцарии, другая — в Финляндии. Я один такой уродился — воровайка. Думаю, сыну помогу. В общем, решил ехать, — объяснил он.
На СВО все бойцы с позывными. Вячеслава назвали Ага.
— Нам позывные выбирал компьютер. Мы к нему подходили, он анализировал внешность, данные о тебе и давал позывной. Не знаю, почему мне Ага выбрал. Может, потому что я большой, здоровый был, — рассказал Вячеслав.
На спецоперации ярославца сразу кинули под Соледар — в разведвзвод. Уже в январе во время марш-броска его ранило: пуля попала в спину.
— Мне тогда командир сказал: «Там пулеметчик-снайпер сидит, бери с собой четверых ребят — гасите его». Я говорю: «Да, как это так? Впятером?» Туда до этого двадцать человек пошло, никто не вернулся. В итоге пошли. Перебрались через речку, там куча пацанов наших лежала. Окопались. Я причем прямо руками землю копал, лопатки у нас терялись. Со всех сторон прилеты. Я пять дней в окопе пролежал без еды и воды. Червяков ел. В это время на меня похоронку отправили домой, думали, что я погиб. Я там всем богам молился. Говорю: «Помоги, Боже! Может, я еще кому нужен». Как-то Бог меня сохранил. Потом меня наши нашли.
Пока лежал в окопе, Вячеслав обморозил руки и ноги. Когда его отправили в госпиталь в Луганск, врачи сказали, что уже поздно — ноги не спасти. Пришлось ампутировать.
Мужчина пролежал в госпитале до конца февраля. А потом его отправили в Анапу — долечиваться.
— Там вагнеровцев в отели селили — четырех- и пятизвездочные. Лечение, процедуры были. А потом, когда Пригожин пошел на Москву, там все испугались и нас из отелей раскидали. Но я там еще на какое-то время остался — за свои деньги снимал жилье, — рассказал Вячеслав.
В сентябре 2023 года за ним приехал сын и увез в Ярославль.
С курьером прислали 2,5 миллиона наличкой
В целом Вячеслав на ЧВК «Вагнер» не в обиде. Говорит, что за службу ему выплатили около трех миллионов рублей. После ранения дали около 500 тысяч — на них он жил в Анапе. А потом, когда в Ярославль вернулся, пришло остальное.
— Я даже не знаю, что за выплаты. Мне сын звонит, говорит: «Бать, курьер из Питера едет, везет пакет какой-то. Я с ним сейчас встречусь». Я говорю: «Какой пакет? Не знаю». А потом сын перезвонил, сказал, что в пакете наличкой два с половиной миллиона прислали. На большую часть этих денег мне сын квартиру купил, — рассказал Вячеслав.
Как рассказал редакции сын Вячеслава — даже эту малосемейку едва успели урвать. Дешевое жилье даже на отшибе района разлетается.
Кроме того, за счет ЧВК ярославцу сделали и протезы. Правда, он их пока не носит: ждет, когда ноги окончательно заживут.
Мечта — жить в Анапе
Сейчас Вячеслав с сыном занимаются оформлением инвалидности, статуса ветерана боевых действий. У мужчины на руках есть справки об участии в СВО, благодарность от главы Луганской Народной Республики и даже медаль «За отвагу». Правда, процесс всё равно идет очень медленно, приходится собирать различные бумажки, проходить врачей. Сейчас помощь семье оказывает ярославский фонд «Защитники Отечества».
— Действительно Вячеслав Колесов обращался в ярославский филиал фонда «Защитники Отечества» по вопросу оформления удостоверения ветерана боевых действий. Однако в предоставленном пакете документов отсутствовала справка о наличии (отсутствии) судимости. Тогда Вячеслав Анатольевич обратился в МФЦ для получения вышеуказанной справки. В настоящее время она в процессе подготовки. Как только будет получен данный документ, фонд направит комплект документов на рассмотрение в Минобороны РФ, — пояснили нам в ярославском филиале фонда.
Мечта Вячеслава — после того как все документы будут оформлены, вернуться в Анапу.
— У меня там вроде всё нормально наладилось — в Анапе. Друзей нашел. Море, тепло — для ног самое то. А здесь погода не подходит — ноги часто ноют. К тому же скоро зима, снег. На коляске как передвигаться? А дома я сидеть не хочу, я люблю гулять, общаться с людьми.
Есть и другая категория военных, попадающих на СВО из колоний. Сейчас таких чаще определяют в отряд «Шторм». Правда, при гибели участников отряда их семьи не получают дополнительную региональную выплату. Но деньги за смерть в зоне спецоперации, обещанные президентом Путиным, родным приходят.