Про травму развития.
Каждый навык развития формируется у ребёнка на определенном этапе. В первые годы жизни ребенка, он сильно зависит от своих родителей. Ведь, именно они удовлетворяют его потребности. Например, дают ему безопасность, когда ему страшно, кормят его, когда он голоден и т.п.. Когда ребенку в детстве хватает поддержки и принятия, этот ресурс переходит с ним и во взрослую жизнь. Если же этой поддержки и этого принятия не было, то для ребенка это становится психологической травмой, которую он тоже несет и во взрослую жизнь. Причем, такую травму ребенок получает как и при неудовлетворении эмоциональных потребностей, так и при неудовлетворении физических потребностей. У такого человека как будто нет внутреннего ресурса для взрослой жизни.
Когда потребность ребенка не удовлетворяется, образуется травматический опыт. Если такая потребность не удовлетворяется в единичных случаях, то с таким травмирующим опытом ребенок может и должен справляться. Это как легкая фрустрация. А если травмирующий опыт у ребенка систематический, с таким опытом психика ребенка может не справиться, что приводит к травме развития.
Далее такой взрослый думает, что его потребности не важны, ведь в детстве они игнорировались или порицались. Таким образом, взрослый человек уже и сам не слышит свои потребности, не слышит то, чего он хочет. Более того, даже, если он захочет прислушаться к своим потребностям, у него будет как будто внутренний запрет на это. Это будет долгий процесс в психотерапии, чтобы учиться слушать свои потребности и прислушиваться к ним.
Такие травмы могут передаваться уже и детям этих взрослых детей. Ведь родитель ребенку может дать только то, что есть в нем самом. Это не про генетику, а про идентичное воспитание. У таких людей во взрослом возрасте могут быть проблемы с самоидентификацией. Им сложно разобраться в том, кто они на самом деле и чего они хотят от жизни. Такому человеку может быть сложно чего-то добиваться в жизни. Такой человек может часто менять как хобби, так и сферу деятельности, как будто всю жизнь, ища себя.
У таких детей часто включаются защитные механизмы. И, например, они могут не помнить большую часть своего детства. Психика может вытеснять этот травмирующий опыт. У таких людей могут быть различные флэшбеки, ночные кошмары.
Когда такой травмированный взрослый попадает в безопасную среду, он все еще находится в режиме ожидания опасности. У такого человека может быть повышенная тревожность. Человек как будто застревает на этапе ребенка того возраста, когда он был травмирован. У такого человека в детстве все ресурсы уходили на то, чтобы выжить. И во взрослом возрасте такой человек тратит много ресурсов на то, чтобы выживать. Хотя на самом деле, он уже в состоянии просто жить.
Александра Черкасова, клинический психолог, кризисный психолог, педагог-психолог.