Овчинников
Тихон
Тимофеевич
17.06.1921 - 8.09.2005
История солдата
Война застала меня в педагогическом училище станицы Вешенской Ростовской области. Его директором был Владимир Александрович Шолохов, двоюродный брат знаменитого писателя Михаила Шолохова, автора романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
20 июня 1941 г. нам вручили аттестаты об окончании педучилища, а 21-го у нас был выпускной вечер. Торжество было в разгаре, преподаватели поздравляли выпускников с окончанием учебы, молодые специалисты благодарили преподавателей за те знания, которые они им дали. В фойе училища гремела музыка духового оркестра, звучали песни, шли танцы, настроение у всех было веселое, приподнятое. И вдруг в 4 часа ночи из военкомата пришел знакомый и сообщил, что началась война. Настроение у всех сразу упало, вечер прекратился, здание опустело. Все разошлись по домам.
Мы уже получили направления на работу, меня направили в школу станицы Кружилинской. Здесь я начал свой трудовой путь, вел уроки в 4-м классе. 30 марта 1942 г. меня призвали в армию и направили в Сталинград, а оттуда в г. Дубовку в 70-й запасной стрелковый полк, в учебную пулеметную роту. После окончания учебки нас направили в маршевую роту Великой Отечественной войны по маршруту Сталинград-Котельникова – Краснодар – Новороссийск.
В Новороссийске мы загрузили крейсер снарядами и другим военным снаряжением, а сами в количестве 3000 человек разместились на его палубе и отплыли ночью в г. Севастополь.
На пути дважды встречали немецкую подводную лодку. На корме нашего крейсера стояли глубинные бомбы, которыми команда отбивалась от нападения, лодка была уничтожена. Рано утром мы выгрузились в южной бухте Севастополя. Три дня группа бойцов, в том числе и я, выгружали снаряды с подбитого теплохода «Серов». Потом я был направлен на передовую пулеметчиком на Балаклавское направление.
…Шли ожесточенные бои за Севастополь. Менее чем за двое суток 21-22 июня 1942 г. было сброшено 1900 авиабомб. По городу и его укреплению били сверхмощные пушки «Карл» и «Дора», длина ствола которых была 30 метров, вес снаряда 7 тонн, калибр 800 мм. Немцы имели девятикратное превосходство в авиации и 12-кратное в танках.
Вскоре я был ранен и переведен в хозвзвод 191-го АЗСП. Там приходилось выполнять разные поручения. Однажды меня вызвали в штаб полка и вручили пакет, который надо было доставить в 3-й выздоравливающий батальон, который размещался в Комышловой бухте. Дали мне краткий инструктаж, месторазмещение батальона и пароль «сова». Когда я подошел к бухте, встретил ограждение из колючей проволоки, попытался его обойти, но конца его не было видно. Перелез через ограждение и пошел дальше. Пройдя несколько метров, вновь встретил такое же ограждение, опять перелез, и вдруг меня окрикнул часовой, спросил пароль. «Сова», — сказал я, а время было уже час ночи и пароль мой оказался недействительным, так как действовал только до 24 часов.
Мне связали руки, завязали глаза и повели в землянку. Там сняли повязку, развязали раненую руку и спросили: «Что это у тебя – маскировка? Чем ты можешь доказать, что ты свой, а не немецкий лазутчик? Прошел два минных поля и не взорвался…»
Тогда я достал из-под пилотки пакет, его при мне вскрыли и убедились, что я свой. Дали мне одного солдата, который проводил меня в 3-й выздоравливающий батальон.
Тогда-то я и узнал, что нес билеты на эвакуацию раненых в Новороссийск на подводной лодке.
В конце марта 1942 года молодой школьный учитель из станицы Вешенская оказался в самом пекле Великой Отечественной. Бои за Севастополь, ранение в правое плечо, плен, один из самых страшных концлагерей – Бухенвальд. И сгинуть бы еще одной человеческой жизни бесследно, но случай и находчивость – как не назвать это судьбой?! – спасли жизнь молодому донскому казаку. В партии заключенных украинцев он был вывезен союзниками в Норвегию, а затем – в Мурманск.