Вытянуть с того света: как центр "Старый кот" спасает сотни кошачьих жизней
Сколько спасенных жизней на счету у белорусского центра помощи бездомным животным "Старый кот", никто уже даже не берется сосчитать. Но попадают сюда те, кто выжили вопреки всему: коты с тяжелыми увечьями, без лап и глаз – люди стараются не замечать таких и проходят мимо.
Началась история центра помощи "Старый кот" с одного спасенного серого кота, получившего кличку Серик. Это был первый найденыш, спасенный бизнесменом Василием Супрунюком. Лет 20 назад он не смог пройти мимо больного "бездомыша", а теперь у него – целый центр помощи бездомным животным.
Это история о том, как маленькое начинание одного человека потихоньку меняет мир к лучшему.
🐈 Дом для старого кота
В большинстве случаев бездомные животные в Беларуси если не погибают на улице, то после отлова попадают в пункты временного содержания. Котов и собак помещают туда на совсем короткий срок, а дальше… К тому же, далеко не все бездомные доезжают до таких мест, многие просто исчезают в процессе этого самого отлова, о чем, конечно, говорить не принято, но все знают.
Еще меньше шансов выжить на улице, найти "своего человека" или попасть после отлова в центр временного содержания у животных больных и покалеченных. Надежда – на сердобольных волонтеров и неравнодушных прохожих.
"Волонтеры делают большую работу – мужественно, самоотверженно, с большой эмпатией, но в свободное время и когда им позволяют обстоятельства. А такие животные требуют постоянной опеки и врачебного наблюдения. Поэтому я и задумался о создании такой организации, где все, кто работает с котиками, были бы настоящими сотрудниками с полноценным рабочим днем. И добрым сердцем", – начинает свой рассказ Василий Супрунюк.
Так три года назад и появился "Старый кот".
"Долго думали над названием – трудно придумать что-то новое. И, как я иногда шучу, назвал наш центр помощи в честь себя – "Старый кот". Это я, перед вами – старый кот", – расплывается в улыбке Василий Васильевич, а мы отмечаем – сходство есть.
Сотрудники центра всегда готовы провести экскурсию для посетителей, чтобы они увидели, в каких условиях живут коты. Кроме того, за работой центра можно следить по соцсетям, и, прямо скажем, истории душераздирающие.
"Мы специализируемся на тех животных, которым, казалось бы, помочь уже было нельзя. Поэтому у нас так много котов с хроническими заболеваниями, без лапок, старичков и слепышей", – вводит в курс дела помощник директора Александра Климкович-Сивицкая.
Кота Воланда (фото 2) сотрудники называют символом "Старого кота". Когда он был котенком, хозяева просто выбросили его с шестого этажа в пакете. Ему повезло – волонтеры вовремя увидели странный хрипящий сверточек. Переломанный позвоночник, лапы, хвост, множество страшных травм. Врачи не хотели даже браться и настаивали на усыплении, чтобы избавить животное от страданий. Пока работники центра отказывались принимать такой вердикт и продолжали лечение, кот сам встал на ноги. Да сейчас еще активно бегает и прыгает, показывает, кто здесь главный, учит жизни новеньких постояльцев.
Не может найти новых хозяев кот без хвостика Один – его отгрызла собака, было серьезное воспаление, операция. Когда стали искать дом, попалась хорошая семья. Правда, у них была собака, и в центре переживали, что кот после такого стресса просто не сможет там жить. В итоге помощь понадобилась собаке – котик, кажется, решил отыграться за прошлые обиды. Пришлось забрать его и снова искать любящую семью.
🐈 Работа – любить котиков
Дольше всех, пожалуй, здесь живет кошечка Николь (фото 3). Старая, с потрепанным ухом и одним зубом. Даже врачи точно не могут сказать, сколько лет этой старушке и что она повидала за свою уличную жизнь. Но теперь она в заботливых руках, хотя, может, уже и не найдет постоянный дом.
"Многие хотят маленьких жизнерадостных котят. Но наша аудитория немножко другая. Люди понимают, что пережили эти животные, готовы их любить и брать такими, какие есть – а они все прекрасны. У нас хорошо, пусть и не сразу, забирают котиков без лап, без глазика, полностью слепых", – рассказывает Александра Климкович.
В центре "Старый кот" отдельно содержатся те, кто только-только попал сюда с улицы, кому требуется постоянный медицинский уход, послеоперационные коты, животные с инфекциями (купили отдельный инфекционный бокс благодаря пожертвованиям неравнодушных людей). Многим нужно время, чтобы снова научиться доверять людям.
"В команде у нас не только постоянные врачи, помощники, но еще и зоопсихолог: когда затянулись лапы, надо вылечить кошачью душу. К сожалению, не все питомцы могут социализироваться, но большинство снова начинают доверять людям", – рассказывают сотрудницы "Старого кота".
Животные здесь могут долго ждать хозяина, но когда находят, то это всегда самые лучшие люди, отмечают работники центра. Зоопсихолог Виктория – еще и "человеческий" психолог, она помогает найти котику и семье друг друга.
"Вот эффектная кошка Никки, к примеру. Ждем, когда найдется ее хозяин. Она попала к нам котенком, у нее фактически отсутствовала нижняя челюсть, она не могла есть и пить, очень страдала. А теперь вот какая красивая кошечка. Уже снова подпускает людей. Но два года никак не может встретиться со своим человеком", – говорит Виктория.
Котик Эрлен на треть остался без кожи, у него была разорвана брюшина и часть кишечника вывалилась наружу. Он просто лежал на обочине и уже перестал бороться за жизнь. А теперь это полностью здоровый кот, который ищет любящую семью. Или по соседству с ним живет кошка Марфа – полностью слепая, но так скачет по своему подвесному гамаку и просится на руки ко всем мимо проходящим, что и не поймешь.
А в декабре в центре оказался Морфей (фото 4) – очень дикий кот, который сам вышел к людям с ржавым капканом на лапе за помощью. Часть лапки пришлось ампутировать, возможно, удастся даже поставить маленький протез. И можно искать хозяев.
Бывает, что некоторых котиков почему-то никто не хочет забирать. Двух таких забрал себе сам Василий Васильевич. Одному кто-то ударом ноги сломал челюсть – кот больше не верил людям и не подпускал к себе никого. Но в квартире Василия он почувствовал себя свободным котом, иногда дает себя погладить и даже приходит спать под бок к своему хозяину. И второй черно-белый котик, у которого вечно тряслась голова и тоже никак не складывалось с людьми, поселился дома у Василия Васильевича.
Кого-то забирали к себе сотрудники – настолько прикипели, пока лечили несчастных животных: например, кот Фьорд, чьи задние лапки были практически перемолоты, отправился к специалисту по уходу за животными – Илье.
🐈 Хобби, ставшее благотворительностью
Арт-галерею "Котовасия" (фото 5, 6) Василий Васильевич создал для поддержки своего главного детища – центра помощи животным. Это, пожалуй, одна из крупнейших в мире кото-коллекций, которую Василий Супрунюк собирал более 20 лет – самые разные предметы с изображением кота, произведения искусства, редкие антикварные вещицы и предметы быта.
Хобби стало одним из благотворительных проектов: все заработанные на билетах и сувенирах средства идут на зарплату сотрудников центра помощи, которые здесь не волонтеры, у них такая работа – спасать котиков. А значит, они занимаются этим системно и постоянно.
Но у галереи есть и более глобальные цели – привлечь внимание к проблеме бездомных животных, котов, пострадавших от человеческой жестокости и безразличия, показать, что лучшего друга-питомца можно не купить, а забрать с улицы.
"Это проект не о страдании, а о возрождении, выздоровлении, о положительных эмоциях и чувствах. И часто это происходит в атмосфере нашей галереи "Котовасия". И она нам нужна, чтобы привлечь внимание людей к центру помощи, найти контакт с теми, кто пока еще не готов помогать животным, взять кого-то к себе домой. Мы видим тяжелые случаи жестокости, беспечности людей, покалеченных животных, но результат всегда позитивный – мы спасаем маленькую жизнь", – говорит Василий Васильевич.
Яркий пример тому – три пушистых сотрудника галереи (фото 1), которые постоянно живут в этом кошачьем царстве и выполняют важную миссию: своим примером показывают нужную и большую работу центра "Старый кот".
"Наши котики оживляют это пространство – галерея о котах была бы без них не полной. Они всегда рады людям, даже после той жестокости, что повидали. И они – яркий пример того, как меняется животное в любви и ласке. Как и все наши подопечные (а их сейчас у нас почти сотня), которые ищут любящих хозяев", - говорит Василий Супрунюк.