29 июня - Тихонов день.
В 50 километрах на восток от Вожеги привольно раскинулось сельское поселение Нижние Слободы. Россыпь деревень с именными названиями: Анкудиновская, Федюнинская, Климовская, Карповская, Даниловская, Юрковская и другие объединяет административный центр с ласковым двойным названием деревня Деревенька.
Первые поселенцы наших мест пришли из Южной Руси, самоизолировались от татаро-монгольского ига в дремучих лесах, дав деревням русские имена.
Жители всем миром построили церковь на берегу реки Муж, и установился в Слободах Храмовый праздник 29 июня в честь святого Тихона, Феофана Затворника.
Раньше на Тихонов день шли пешком, ехали на лошадях, со всей округи собирались празднично одетые крестьяне возле церкви, слушали службу, истово молились. Потом шли на могилы своих родственников, поминали их, угощали знакомых.
На лугу перед церковью народ гулял: прохаживались шеренгами с гармошками, песнями, частушками. Плясали до упаду, играли в ручейки, водили хороводы. Парни приглядывали девушек из других деревень, а девичьи сердца заходились восторгом от знаков внимания малознакомых удальцов – молодцов. Вечером расходились в гости к родным по деревням. Особенно дружно и весело отмечали праздник в деревне Даниловская. Бывали и драки с камнями, кольями, подкалывали ножами друг друга: «Вологодский без ножа, как забор без крепежа!».
Советской власти такой праздник был ненужен, церковь разломали на кирпичи, луговину распахали. Отгулами на 29 июня не баловали трудовой народ, надо было пятилетку за три года выполнять.
Вот так, примерно, было раньше, лет 100, ну может 50 лет назад.
А вот как проходит Тихонов день в наше время, позволь мне, дорогой читатель, пролить бальзам воспоминаний на ваши души.
Гены, древние гены зовут нас в дорогу, как диких гусей тянет в тундру на родину. Едут слобожане, из Москвы, Питера, Вологды, Архангельска, Северодвинска, из мест, куда забросила судьба.
И опять наша власть прижимает праздник сухим законом, патрулями ДПС на дорогах, отсутствием автобусного сообщения к великой радости вожегодских таксистов.
Приезжать надо на один, два дня раньше, иначе вы пропустите более значимый праздник для души и сердца: - «Вечер встречи школьных друзей».
Пылит ваш автомобиль среди цветущих лугов белой дудки, фиолетового люпина, красного клевера, жёлтой калужницы, приветствующих долгожданных гостей на встрече выпускников Верхне-Кубинской средней школы в деревне Холдынка.
Цветами сирени, калины да могучими соснами встречает вас Холдынка, имеющая название странное, финно-угорское. На школьном дворе гудит толпа возбуждённых, нарядных пожилых и молодых людей, бывших учеников нашей школы. Директор школы приглашает гостей на общее фотографирование и торжественное собрание. Звучат рассказы учителей о школе, её столетнем юбилее, успехах учеников, о проблемах текущего дня. Ученики школы проводят концерт в честь гостей. Выступают и сами гости. Далее по учебным кабинетам расходятся юбилейные года выпуска: 5,10,15,…60 лет.
И вот тут мы снова вместе, своим классом, как много лет назад. Слёзы радости комом в горле глушат слова. Время безжалостно изменило нас: постарели, побелели, блестим лысинами и вставными челюстями, но голоса, глаза и память не изменились. И пошли воспоминания: «А помнишь, как это было? А ты помнишь?».
Верхне-Кубенская средняя школа была, есть и будет деревнеобразующим учреждением Слобод. Будет школа, будут дети, будут жить деревни. Школа была «плавильным котлом» сельской молодёжи Слобод, Мишутина, Митюкова, Некрасовского и Исаковского лесопунктов. Мы учились друг у друга, перенимали привычки, обычаи, жили дружно, коллективно. И выплавился в «котле» сплав людей, из которых, как говорил поэт, можно делать гвозди. Эти «гвозди» можно смело забивать в любое производство. Поработав за трудодни, покосив сено за 25 %, потаскав колючий трос и чокеры за трактором, пообрубав топором сучки в лесу, слобожанин становится горожанином, которому любая работа в городе кажется курортом.
Лишь когда встаёт июньское солнце, заканчивается незабываемый вечер встречи школьных друзей.
Хорошо, когда до праздника святого Тихонова остаётся в запасе день. Это день воспоминаний и погружение в детство. Всю родную деревню пройдёшь вдоль и поперёк, глотая слёзы и подступивший к горлу ком. Здесь жили твои друзья, вот дом, где жила твоя первая любовь, вот место детских игр и забав. А когда приходишь к родному дому, в котором давно никто не живёт, но витает дух старины и детства, слёзы ручьём потекут из глаз. Пытаясь загладить вину перед домом, отцовской косой начинаешь косить крапиву и дудку возле дома, начнёшь латать крышу, поправлять рамы и двери.
Уставший, сядешь за стол и вспомнишь, как на столе шумел самовар, мать выкладывала пироги тебе, братьям и сёстрам. И память унесёт тебя на полвека назад. Ночь пролетит незаметно в детских сновидениях.
Утром, 29 июня, встает вместе с солнцем святой Тихон и приглашает на праздник на погост возле церкви на Поповке. Кладбище, любовно прибранное накануне, сверкает свежей краской в лучах солнца, красуется фиолетовыми свечками люпина и цветущей сирени. Растёт этот печальный город вширь, занимая бывшее колхозное поле, где сеяли рожь да ячмень. Идут, едут автомобилями десятки слобожан с цветами, корзинками и сумками с поминальной едой к своим родным: папе, маме, дедушке с бабушкой, дядьям и тёткам. На могилах родителей твою душу наполняют новые волны воспоминаний. На столиках выложены, как и двести лет назад, пироги, главное поминальное блюдо наших предков. Поливашки, луковники, ягодники, губники, туковники, блины, шаньги, оладьи окружены кружочками колбасы, сыра, варёных яиц, россыпью конфет и печенья. Отказаться от угощения это грех: ты не помянул, не уважил усопшего! Переходишь на могилы других родственников, глазом, сознанием отмечаешь по степени ухоженности оград и памятников отношение детей к умершим родителям. Вот встречаются тебе могилы твоих учителей, твоих одноклассников, которые уж никогда не придут на встречу выпускников. Смотришь на грустные овалы, здороваешься с ними и долго не можешь уйти, замечая, как просветлели их лица. Снова, но уже по другому, вспоминаешь встречу выпускников, и новая волна переживаний обжигает сердце и душу. Всюду знакомые приветствуют тебя, обнимают, угощают, расспрашивают, знакомят с детьми и внуками. После обеда кладбище пустеет, утопая в пластмассовых цветах и стаях прожорливых ворон.
Вечером соберутся гости в доме у родни, торжественно поужинают, попоют песен, попляшут под гармошку, и отправят молодёжь на дискотеку в клуб на Деревеньке завершать Праздник Тихонова дня.
После Тихонова дня начинается сенокос, битва за сено, которое является основой жизни крестьянина.
Несёт меня машина на Север домой в Подюгу, а в голове крутятся воспоминания о трёх прекрасных летних днях, проведённых на Родине. Спасибо, тебе святой Тихон, за встречу с детством, юностью, школьными друзьями, за память о всех умерших.
Вдоль дороги цветущие сирень, люпин, жёлтые лютики, белоголовые дудка да багула качают свои соцветия, прощаясь с гостями. Еду и знаю, что эта цветущая благодать травы будет скошена, превратится в душистое сено и молоко.
Как мать, вскормившая, меня грудным молоком, так и родные Слободы поят меня и всех нас вологодским молоком, дающим силы дожить до нового праздника - Тихонов день. 2016 г.
Алексеев Сергей Алексеевич п. Подюга