Морской артиллерийский арсенал в Кронштадте
Арсенальный переулок в Кронштадте - совсем короткий проезд между Макаровской улицей и бывшей Зимней пристанью. С одной его стороны ограда Петровского парка, а с другой огромное здание из красного кирпича - Морской артиллерийский арсенал.
В XVIII-XIX веках укрепления Кронштадта в мирное время несли службу только в тёплое время года. Зимой, когда Финский залив замерзал, артиллерию и ядра с фортов и батарей снимали и вывозили на специальную площадку. Для этих целей ещё в 1717 году был построен Артиллерийский двор, а во второй половине XVIII века был организован Морской артиллерийский парк, территория которого значительно расширилась после разборки Императорского дворца в гавани.
Около 5 тысяч орудийных стволов хранилось на деревянных стеллажах, а для остального имущества были предусмотрены кирпичные и деревянные сараи. Все эти постройки сильно пострадали во время катастрофического наводнения 1824 года. После чего началась планомерная перестройка всех зданий военного назначения. В 1830 году было принято решение строить Морской артиллерийский арсенал. Орудия по-прежнему должны были содержаться на открытой площадке, а вот для хранения такелажа, ружей, патронов и прочего имущества нужен был большой склад.
Проектировал здание военный архитектор Иван Гомзин. Так что, по должности он обязан был создать нечто монументальное и исключительно суровое. Впрочем, архитектор вскоре после утверждения проекта умер и так и не увидел своего детища.
Арсенал был закончен в 1836 году и практически сразу стал выполнять не только сугубо практическую, но и музейную функцию. Вдоль западного фасада были установлены турецкие орудия и пирамиды ядер, захваченные в ходе знаменитого Наваринского сражения 1827 года. Впоследствии в здании арсенала хранилась обширная коллекция русских пушек, в том числе две галерные пушки Олонецкого завода 1717 года выпуска и многочисленные трофейные знамена - турецкие, шведские, неаполитанские.
Ничего этого больше нет - в советское время Арсенал использовался как склад военно-технического имущества, а сейчас пустует. Правда само здание, несмотря на утрату многих декоративных элементов, никогда не подвергалось переделкам и сохранилось в авторской подлинности.