Рубрика: #СоветскиекалошидляАфрики.
Высоцкий и Кобейн пели в один и тот же микрофон.
на иллюстрациях: В. С. Высоцкий и микрофон ЛОМО, микрофоны ЛОМО, фото из студии Nirvana запись Rape me и микрофон ЛОМО, Мерлин Мэнсон со своим микрофоном Октавия.
Как советские микрофоны попали на Запад в качестве сувениров для «поржать», а потом стали культовыми в лучших музыкальных студиях мира.
Объединение вообще-то на студийном оборудовании не специализировалось, о чём легко догадаться по названию. Их основная продукция была телескопы, микроскопы, фото и кинооборудование, оптика военного назначения. Просто к предприятию со временем приросло несколько электромеханических производств, в том числе акустическая лаборатория (сегодня это «Неватон»).
Маленький филиал оснащал своей продукцией телевизионный эфир, радиостанции, немногочисленные студии записи. В СССР не было мощной и многочисленной музыкальной индустрии с высокой конкуренцией, поэтому объемы выпуска росли медленно, острой конкуренции не наблюдалось. Оттого ещё больше удивления вызывает судьба этой продукции после 1991 года.
Оказалось, что ЛОМО звучат не просто на уровне мировых топов, но и обладают уникальным окрасом звука. Модель ЛОМО 19а9 попала в руки и к Стиву Альбини, уже тогда одному из главных саунд-продюсеров мира. По сей день главные поп и рок-звёзды записываются к нему на сессию загодя, даже если вы суперзвезда, это не значит, что Стив будет делать для вас исключение!
ЛОМО предпочитают за объективную картину звука, так как технически сложнее всего превратить акустический звук в электромагнитную волну без потерь качества, от этого и формируются разные цены. Советский микрофон, попав за границу, сразу оказался в топе, и стал очень желанным в любой студии. Он передаст весь вокальный и инструментальный талант почти без потерь, при том, что это технология 1950-х годов!
Старые же ЛОМО, произведённые в 50-70-е годы, сегодня найти в России куда сложнее, чем в США. Но и там они стоят от 5000$ долларов за штуку (неплохо для сувениров да?), если речь о ЛОМО 19а9.
Более узкопрофильные собратья ЛОМО 19а19 или 19а4, другие модели, так же стартуют обычно от 2000$. Очень часто ЛОМО предпочитают как альтернативу флагману Neumann U47 (перечислять, кто пел в него — ещё две статьи уйдёт), и если раньше это была дешёвая альтернатива, то сегодня цены сравнялись.
Судьба Октав в Америке и Европе похожая — сначала редкая экзотика, единично попадающая на ту сторону «железного занавеса», а после распада СССР рынок завалило копеечными русскими микрофонами.
Тульский завод Октава изначально специализировался на акустической аппаратуре, и это уже уходило за пределы Мосфильма, Ленфильма, Центрального телевидения или Мариинского театра, которые использовали ЛОМО.
Октавами оснащали системы оповещений, репортёры брали интервью с ними на улице, и их продукция стояла на передающих устройствах, добравшись даже до космонавтики.
Поэтому удалось создать собственную линейку и уникальные технологии. Новые продукты Октавы ежегодно показывают на крупнейшей мировой выставке музыкальной индустрии NAMM. Это не только ламповые микрофоны, но и на иных принципах: транзисторные, ленточные (дают больший охват), динамические (их используют на сцене).
лампа — в прочих отраслях устаревшая архаика, кроме звукозаписи.
Она служит преобразователем импеданса, то есть лампа главный элемент превращения акустического воздействия на мембрану микрофона в электромагнитные волны и направления их на обработку далее по тракту. Лампа придаёт особый окрас звука, который считается винтажным, отсюда мемы про «тёплый ламповый», «ламповость», т. е. старый, добрый, привычный, уютный и так далее)
Перечень западных звёзд (а они нам интереснее), использовавших Октаву, куда шире.
Узкомембранный микрофон Октава МК-012 используют для записи вблизи источника звука, чаще всего акустических гитар, от того внешне подобные микрофоны напоминают карманный фонарик. Именно МК-012 была подсунута саунд-продюсером Найджелом Годричем лидеру группы Radiohead Тому Йорку на записи самого прорывного альбома второй половины 90-х — OK Computer. На этот микрофон записаны все партии акустической гитары в альбоме, ниже можно ознакомиться, хотя многие прекрасно помнят наизусть эти песни.
Из числа музыкантов, в чьём творчестве светились Октавы, одна только высшая лига впечатляет — Боно из U2, Iron Maiden, Стинг (в том числе в годы, когда играл в группе Police), Плант и Пейдж после Led Zeppelin в сольных проектах, да та же Нирвана.
Отдельная история любви к Октаве Мэрилина Мэнсона, в 2015 году в эфире The Tonight Show with Jay Leno он вылез на сцену с ленточной Октавой МЛ-52-02, которая хоть и динамический микрофон, но вообще-то, предназначена для студии — на сцене есть риск, что он будет сильно фонить, но вероятно королю шок-рока его специально настроили.
Возможно, это послужило вдохновением для тульских инженеров создать первый в мире конденсаторный микрофон для сцены. Ранее высокая чувствительность таких девайсов приковывала их к студии, а для сцены использовали динамические микрофоны, которые улавливают звук в нескольких сантиметрах от мембраны, но очень ограничивают вокал из-за малой чувствительности и узкого частотного диапазона (сравните любую студийную запись и живой концерт любимого музыканта). И вот октавовцы анонсировали МК-207.