Le succube, Константин Андреевич Сомов (1869 - 1939).
1923. Картон, масло. Размер: 13,2 x 22 см. Из коллекции Бориса Кустодиева.
Суккýб, cуккýбус (от лат. succuba — «любовница, наложница», от subcub(āre) — «лежать под» от sub- — под, ниже + cubāre — лежать, покоиться) — в средневековых легендах — демон похоти и разврата, посещающий ночью молодых мужчин и вызывающий у них сладострастные сны, персонаж низшей мифологии народов Европы. Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологами слово succuba использовалось крайне редко; для именования этого класса существ использовалось слово succubus, которое относится к мужскому роду, однако по факту существо не имеет конкретного пола и является бесполым. Вероятно, это связано с тем, что, согласно воззрению христианских демонологов, суккуб — дьявол в женском обличье. Часто описывается как молодая привлекательная женщина, однако при этом имеющая когтистые ступни и иногда перепончатые крылья.
В правой части произведения расположены инициалы автора и дата: "К. С. / 23"
На картине изображен спящий на кровати молодой человек и его видение. Ему снится целующая его женщина – "le succube" (фр. демон-искуситель женского пола). Ее лицо и верхняя часть туловища ясно видны и освещены, формы нижней части чуть просвечивают, угадываются, она сливается со спящим.
Данное произведение подробно описано в литературе и является творческим "ответом" на картину Б.М. Кустодиева "Купчиха и домовой" (1922).
Из воспоминаний дочери, Ирины Борисовны Кустодиевой, опубликованных в книге "Борис Михайлович Кустодиев" : "... Константина Андреевича Сомова отец очень любил как большого мастера-живописца. <...> Они с отцом взаимно интересовались техникой живописи; и тот, и другой стремились достичь "эмалевости" и "вязкости" в своих картинах, как у старых мастеров. Отец выспрашивал, на чем пишет Константин Андреевич, употреблявший какой-то специальный, по собственному рецепту составленный разбавитель. Как-то Сомов подарил ему пузырек с этим разбавителем; пробуя писать с ним, отец получал желаемую эластичность масляной краски. Жидкость была густая, янтарного цвета, на конце кисти долго висела каплей. Отец и Сомов находили, что в приемах писания деревьев у них много общего. <...> Константину Андреевичу очень нравилась "Красавица"; отец написал и подарил ему маленькую картину, на которой изображена спящая купчиха и смотрящий на нее домовой. Написана она была блестяще, как миниатюра. Помню, как Константин Андреевич получал подарок: сидит на тахте в мастерской, держит в руках картину, лицо у него бело-розовое, румянец на щеках, – пристально разглядывает, восхищается техникой выполнения, телом купчихи, освещенным печкой, домовым, драпировкой. <...> Недели через три после получения этого подарка Сомов пришел с небольшим свертком в руках. Отец разворачивает — маленькая картинка...". (Кустодиева И.Б. Дорогие воспоминания. Б. Кустодиев. Письма, статьи, заметки, интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым. Воспоминания о художнике. Л., 1967.).