Торопец глазами потомка.
Говоря о церквях Торопца, к приходам которых относились предки нашей семьи, хотел бы упомянуть ряд храмов, как сохранившихся, так и утраченных.
1.Рождественско-Богородицкая церковь (сохранилась!). К ней относились предки Грудинкины (которые перешли в Воскресенский приход из Входо-Иерусалимской церкви к концу XVIII века). В 1720-е годы Грудинкины были известны в городе как скорняки (торговали изделиями из кожи).
2. Успенская церковь (невосстановленное здание). К ней относись в начале XVIII века предки Ардамацкие (род занимался отъезжей торговлей) и род Нехорошевых (были известны серебряным мастерством).
3. Воскресенская церковь (существовала с 1605 года). Увы, утрачена. Располагалась на Миллионной (ныне Советской) улице. В настоящее время на этом месте стоит сквер 900-летия Торопца. К ее приходу относились фамилии предков - Турениновых (происходили из стрельцов), Чечулиных (в XVIII веке у них были продуктовые магазины) и купеческий род Мукиных (в XVIII веке содержали мелочные лавки).
4. Входо-Иерусалимская церковь (утрачена) располагалась в центре города, у Базарной площади. Сейчас здесь рынок и торговые здания. К ее приходу относились мои предки, купцы Фокины (род восходит к 1590-м годам, в 1710-м году у них был очень небольшой торговый оборот, а к концу XIX века Фокины стали одним из известных семейств города).
5. Благовещенская церковь (не сохранилась) располагалась на одноименной Благовещенской улице (сегодня - Октябрьская). К ее приходу относились предки Орловские. Фамилия происходит из отпущенных на волю крестьян помещика Петра Спиридоновича Сумарокова. Одна Орловских, Наталья Терентьевна Орловская (*1771-22.04.1842), стала женой моего предка, овдовевшего купца Иосифа Никифоровича Рудина. Так, на стыке разных сословий образовалась ветвь Рудиных, будущих бургомистров, городских магистратов, гласных в думе, попечителей приютов и тюрем, членов обществ охотноков и пожарных.
6. О Спасо-Преображенском храме, к которому относились не только Рудины, но и прямые предки Фуфаевы, уже было сказано ранее. То же касается Богоявленской (Речной) церкви, куда помимо Торнуевых ходили и предки Вараксины (в роду, еще в допетровские времена был представитель, целовальник с пищалью, Федот Вараксин, сборщик податей). Вараксины встречены и в переписи 1545 года! Но связь с ними по поколениям восстановить затруднительно.