Ультиматум
Редакция районной газеты «Светлый путь» в городе N находилась в старом бревенчатом здании типографии. Приёмная, каморка фотокора, кабинет редактора, комната для секретариата и так называемый творческий кабинет, где в тесноте да не в обиде сочиняли свои заметки журналисты. На такой небольшой площади любой сильный запах бил в ноздри. Если начинал проявлять – закреплять снимки фотокорреспондент, то запах химикатов ощущался даже в холодном тамбуре. А коли наступало время обеда, то в воздухе пахло едой.
А ещё, кажется, все стены и мебель были пропитаны никотином. Ведь все корреспонденты в дальней комнате были курящими. А тогда разрешалось дымить в помещениях. Но даже если дверь была закрыта, папиросный дымок запросто проникал в соседнюю комнату, где работали одни некурящие женщины – ответственный секретарь, корректор и бухгалтер. Иногда они ворчали на мужчин, просили их выйти на улицу, но коли и сам главный редактор смолил без конца, да и в целом в стране к курению табака относились терпимо, то и всё недовольство женской половины редакции ограничивалось одними словами. Тогда ведь – не сейчас! В любом художественном фильме, шло ли заседание парткома или в стареньком клубе мужики обсуждали колхозные проблемы, - дым стоял коромыслом! Наверное, и в дальнейшем в редакции чувствовался бы стойкий табачный запах (пока заведующий сельскохозяйственным отделом Анатолий Павлов напишет очерк с полей – пачка «Беломора» становилась пустой!), а пепельницы с «бычками» квасились бы целый день до прихода технички, да произошло одно переломное событие.
Анфиса Григорьевна Аржанникова, ответственный секретарь редакции, волевая и серьёзная женщина, после сдачи макетов, решила вечерком пробежаться по магазинам. Первым на её пути был молочный отдел. Она заняла очередь и стала терпеливо ждать. Это было время, когда молочный комбинат в городе N ещё не распался, молоко завозилось каждый день, а продукт был натуральным.
Практически возле каждого большого села находилась своя крупная молочно - товарная ферма. Стоя в очереди, наша героиня как раз думала о том, куда бы ухитриться поставить объёмный очерк плодовитого журналиста – агрария. Вдруг её размышления прервал сердитый голос стоявшей позади старушки: «Женщина! От вас так табаком пахнет!» Все сразу осуждающе посмотрели на Анфису. Вокруг неё моментально образовалась пустота. Да, и тогда некоторые женщины курили (вспомним песню «Давай закурим, товарищ, по одной…»), но так вот открыто и демонстративно, как сейчас, это не делалось. У людей была совесть! А сейчас родила – и уже «соску» себе в рот суёт, обкуривает младенца. Анфисе Григорьевне стало крайне неудобно – ведь её, публичного человека, многие знали в лицо. Вгорячах она быстро выскочила из магазина, сразу забыв про свой кефир. Понюхала на свежем морозном воздухе рукав – от пальто действительно несло табаком, будто она полночи провела в кабаре или курительной комнате. Праведный гнев захлестнул её!
На следующее утро она решительно прошла в кабинет редактора с ультиматумом. Суть его сводилась к следующему: или мужики выходят курить на крылечко или редакция пусть ищет нового ответственного секретаря! Серьёзное заявление! Ведь тогда метранпаж в типографии и ответственный секретарь в редакции являлись самыми востребованными специалистами, главными бойцами идеологического фронта. Сверстать умело газету – это было целое искусство! Главный редактор Василий Леонидович Тонков слыл умным человеком! И уже с того ультимативного дня все курильщики дружно выходили дымить в холодный тамбур или на крылечко. Со временем табачный запах в кабинетах редакции выветрился. А Анфиса Григорьевна по – прежнему любила заходить в молочный магазин. Она ощущала тонкий аромат дамских духов от своей одежды и нравилась сама себе!
Сергей Предеин.
Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья!