Страницы истории3 февраля 1938 года на Бутовском...
Страницы истории
3 февраля 1938 года на Бутовском полигоне НКВД было расстреляно 259 человек.
Эта дата известна как "день латышского расстрела".
Латышей, собственно, расстреливали в том году немало и в другие дни. Например, 74 латышские фамилии можно обнаружить в списках расстрелянных в Бутове за 28 февраля тридцать восьмого. На сегодняшний день нет окончательной цифры, сколько всего человеческих жизней закопано в бутовских рвах, по некоторым оценкам, это число может превышать семьдесят тысяч. Согласно далеко не полным данным, опубликованным ежегодно переиздаваемым в Москве мартирологом “Бутовский полигон”, только с 7 августа 1937 года по 19 октября 1938 года в этом подмосковном поселке чекисты уничтожили 20765 представителей 70 различных национальностей. Подавляющее большинство, конечно, русских.
Но 20765 - это те, на кого сохраниличь документы НКВД. Из них 1142 латыша, каждая шестая женщина, расстрелянная здесь, была латышкой. Кроме того, более трехсот латышей были расстреляны в этот период на территориях других московских “объектов” НКВД.
Тем не менее именно день 3 февраля навсегда останется в истории сталинского террора как “день латышского расстрела”. Хотя бы потому, что в этот день в Бутове почти в полном составе была расстреляна труппа одного из московских театров — латышского театра “Скатуве”.»
Директор Роберт Банцан, режиссеры Адольф Ванадзин, Вилис Форстман и еще 29 актеров и сотрудников «Скатувэ» были расстреляны за участие в «контрреволюционной националистической фашистской латышской организации», за «шпионаж в пользу Латвии».
Когда-то на заре советской власти латыши были весьма этой властью востребованы, были личными охранниками Ленина, наиболее организованными частями РККА, руководителями и исполнителями приговоров в НКВД. Конечно, далеко не все представители разросшейся за счет семей и друзей диаспоры были карателями и палачами. Меньше всех в этом можно было заподозрить актеров и работников театра, может потому именно этот день выделяется особо - в силу наиболее вероятного преобладания именно невинных жертв.
-—
В 1919 году в Москве в помещении латышского просветительского общества «Прометей» одним из учеников Е. Б. Вахтангова — актёром и режиссёром Освальдом Федоровичем Глазуновым (известным также как Освалд Глазнек (Глазниек) латыш. Osvalds Glāznieks (Glazunovs) (1891—1947)) был основан театр-студия «Скатуве». С 1921 года по воскресеньям регулярно давались открытые спектакли, в которых участвовали окончившие студию и учащиеся старших групп. В 1924 году состоялся первый выпуск студии. В 1930 году театр-студия «Скатуве» выступала на 1-й Всесоюзной олимпиаде национальных театров со спектаклями «Пан» Лерберга и «Разлом».
В 1932 году театр-студия был реорганизован в латышский государственный театр «Скатуве». В этом же году в связи с популярностью театра и его статусом «государственного» в труппу вошла звезда немого кино Мария Лейко, работавшая до этого в Германии. Ведущими артистами также были Я. Балтаус, Р. Банцан, Э. Мишке и др.
Театр находился по адресу: Москва, Страстной бульвар, дом 8, в помещении бывшего кинотеатра «Фурор». Ныне в этом здании — Библиотека № 5 им. А. П. Чехова.
Последний спектакль был показан в театре 8 ноября 1937 года. На сцену вышли одни женщины, так как все мужчины из труппы театра были арестованы НКВД. Через несколько дней женщин тоже арестовали.
27 декабря 1937 года руководство Москвы на основании «нецелесообразности» существования латышского театра в Москве распорядилось его закрыть. К тому времени на свободе не осталось ни одного работника театра, они обвинялись в участии в «латышской националистической фашистской организации».
3 февраля 1938 года артисты и работники театра были расстреляны на Бутовском полигоне НКВД под Москвой в числе 229 латышей, расстрелянных только в тот день.
"Русская правда"