«СУБЪЕКТИВНАЯ СТАТЬЯ»: ВОЕННЫЙ ЭКСПЕРТ И ЮРИСТ ОБЪЯСНИЛИ, КТО ТАКИЕ ДЕЗЕРТИРЫ И КАКОЕ НАКАЗАНИЕ ИМ ГРОЗИТ
Что грозит военнослужащим по измененной статье УК РФ
История военных из Ярославской области, которые просят не обвинять их в дезертирстве, до сих пор не решена. 30 мужчин в камуфляже, представившись мобилизованными, записали видео, в котором рассказывают о проблемах на передовой. Ролик завирусился в Сети и привлек много внимания. Что может грозить ярославцам, если их обвинят в дезертирстве? Поговорили об этом с военным юристом и экспертом.
— Дезертиры — это отказавшиеся от участия в боевых действиях военнослужащие, которые самовольно покинули поле боевых действий, — объяснил самым простым языком военный эксперт 76RU.
По словам героев видео, командир роты отдал им приказ об отступлении с позиций, а после отрицал этот факт.
Статью о дезертирстве в Уголовном кодексе РФ скорректировали 24 сентября 2022 года, спустя три дня после объявления частичной мобилизации в России. В статье 338 УК РФ появился третий пункт, который назначает наказание за деяния, совершенные в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
338 статья УК РФ предполагает:
• за самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, неявку в тех же целях на службу — до семи лет лишения свободы;
• дезертирство с оружием, вверенным по службе, дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — до десяти лет;
• дезертирство, совершенное в период мобилизации или военного положения и т. п., — от пяти до пятнадцати лет лишения свободы.
— Осенью этого года в законодательство были внесены изменения, которые ужесточают наказание за преступления по военной службе в целом, и, как в частности, дополнили «мародерством» и «дезертирством», а также ввели новые понятия — такие как «военное время». Соответственно, сейчас дезертир — это человек, находящийся под присягой, покидает военное расположение части или какой-либо военный объект, к которому он прикреплен. То есть это самовольное оставление службы и уклонение от ее прохождения, — объяснил адвокат, кандидат юридических наук Андрей Алешкин.
При этом военнослужащий, который совершил преступление впервые, может быть освобожден от уголовной ответственности, если это не связано с какими-то серьезными последствиями.
— Это достаточно субъективная статья. Мы прекрасно понимаем, что под эти общеразмытые дефиниции можно много что написать. Человек, допустим, вышел из военной части, у него был увольнительный, он опоздал к возвращению. Надо устанавливать фактические обстоятельства того, что произошло. Эту ситуацию можно трактовать достаточно вольно, поскольку время непростое. В данном случае военные суды встанут на сторону части. Надо быть предельно аккуратными и осторожными, — уточнил адвокат.
По словам адвоката, у правозащитников довольно мало опыта работы по такой статье.
— О таких разбирательствах [по статье о дезертирстве] я не слышал лично сам, в СМИ тоже особо не читал. Практики по этой статье еще нет, потому что она нововведенная, и достаточно сложно сказать, как суды будут реагировать. Понятное дело, что будет обвинительный уклон, но какая практика будет по назначению наказания, она еще не сформировалась, — добавил Андрей Алешкин.
Напомним, скандал вокруг видеоролика не утихает. Авторы ролика получили ответ от других людей в военной форме. Один из мужчин в амуниции, который представляется под позывным «Север», говорит, что не слышал такого приказа.
Правительство Ярославской области обратилось в военную прокуратуру с просьбой разобраться, также заявление направил областной уполномоченный по правам человека Сергей Бабуркин. Он обратился к губернатору Ярославской области Михаил Евраеву, к военному прокурору и федеральному омбудсмену Татьяне Москальковой.
Военная прокуратура Западного военного округа перенаправила запрос 76RU о ходе проверки в военную прокуратуру Объединенной группировки войск.
Отметим, что после публикации ролика военнослужащие некоторое время перестали выходить на связь со своими женами.