«УШЕЛ НА ЗАДАНИЕ»: ЖЕНЫ МОБИЛИЗОВАННЫХ ДРУЗЕЙ ИЗ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗАЯВИЛИ ОБ ИХ ПРОПАЖЕ
Они переживают, что их мужья могли попасть в плен на СВО
— «Нас отправляют на передовую», — сообщили своим женам Александр и Алексей из Ярославской области, мобилизованные в зону военной спецоперации.
С января супруги потеряли с ними связь. Женщины переживают, что давно не получали от них вестей.
Речь идет про 33-летнего Александра Филькова и 32-летнего Алексея Семейкина из Ростова Великого, которых мобилизовали в конце сентября, а 10 октября забрали в учебный центр на базе военного училища в Ярославле. Мужчины дружат с детства, вместе работали на заводе туалетной бумаги в Семибратово и также вместе отправились на СВО.
«Он ушел на задание»
Последний раз Алексей Семейкин выходил на связь в свой день рождения, 4 января. В тот день он созванивался с женой Валентиной.
— 4 января я поздравила его с днем рождения. Он сказал, что их отправляют на передовую, в дальнейшем связи не будет, — рассказала Валентина. — А дальше информацию я узнавала от его сослуживцев, которые выходили на связь. 26 января мне сказали, что он ушел на задание, и 27 января с его номера пришло сообщение. Другой женщине написали: «Здравствуйте, ваш сын в плену, он у вас молодец, не сопротивлялся». Она написала: «Это шутка?» Ей ответили: «Нет, обращайтесь в военкомат».
Валентина так и поступила — обратилась в официальное ведомство, там ей подтвердили, что муж по-прежнему находится на задании, о чем он ее и предупреждал.
— Я звонила в Министерство обороны, они говорят: «Он на задании, он на задании». Потом я обращалась в военкомат наш, звонила нашему командиру полка, в Красный Крест по военнопленным, звонили с подругой уполномоченному по правам человека Сергею Бабуркину, тоже составляли заявление, — рассказала Валентина.
По словам женщин, их мужей отправляли на задание в составе группы из пяти человек.
«Был за ленточкой. Ушел на задание»
В аналогичных чувствах и ее подруга — Ольга Ретина из Ростова Великого, она — гражданская жена Александра Филькова.
По словам Ольги, ее возлюбленный был в зоне СВО с начала декабря.
— 1 декабря были «за ленточкой». Первый раз на задание он ушел 24 декабря, затем 4 января вновь ушли на задание, 25 января возвращался в лагерь помыться, 26 января — на передовую, — говорит Ольга.
Супруги обращались и в федеральные ведомства, и к активистам. Жены хотят узнать, где их мужчины.
— Отправили обращение в Красный Крест, омбудсмену Москальковой (федеральный уполномоченный по правам человека. — Прим. ред.), в Минобороны РФ, Анастасии Кашеваровой (сетевой журналист. — Прим. ред.), Шансаилу Саралиеву (чеченский политик, депутат Госдумы РФ — Прим. ред.), звонили Сергею Бабуркину, связывались с командиром полка Павлом Григорьевичем, — рассказала Ольга.
«Командир говорил, что на позициях находятся, хотя сослуживцы говорили, что наших ребят нигде нет»
Региональный омбудсмен зарегистрировал обращения от Ольги и Валентины.
— Обращение к уполномоченному по правам человека по Ярославской области зарегистрировано 7 февраля от Валентины Семейкиной в интересах мужа Семейкина и от Ольги Ретиной в интересах гражданского мужа Филькова, — сообщили в аппарате уполномоченного по правам человека по Ярославской области Сергея Бабуркина. — Заявления приняли, омбудсмен сразу направил обращение Москальковой, тут же ей позвонил. Затем созванивались с аппаратом центрального уполномоченного, они посоветовали написать заявление в международный Красный Крест.
Из аппарата федерального уполномоченного по правам человека передадут обращение жен в Красный Крест и Министерство обороны.
«Украинская сторона должна подтвердить»
Информацию о состоянии мужчин, находящихся в зоне военных действий, следует запрашивать через горячую линию Минобороны. Ее специально создали, в том числе для того, чтобы родственники могли напрямую обращаться в ведомство. На нее можно дозвониться через номер 122. Там корреспонденту портала 76.RU сообщили, что мобилизованные из Ростова Великого выполняют боевые задачи.
— Фильков Александр Сергеевич и Семейкин Алексей Спартакович в негативных списках не значатся, то есть в списках убитых, раненых, пленных, без вести пропавших и дезертирующих они отсутствуют, — рассказали в Минобороны. — Это значит, что они живы, здоровы, в строю, выполняют возложенные на них боевые задачи.
Также оператор горячей линии пояснил, что в ведомстве могут организовать проверку по факту обнаружения сообщения, видео или фотографии. Имеются в виду видеозаписи, которые время от времени появляются в Сети. На них зачастую сообщается о пленных.
— Когда такая информация появляется негативная о пленении, к нам обращаются близкие родственники, выдают всю эту информацию. Мы эту информацию передаем нашим службам контрразведки, также в военную прокуратуру. Они проверяют эти данные — либо видеоканал, либо сообщение, SMS, фотографии. Проводится экспертиза. Если данный факт подтверждается, то тогда в базе данных вносятся изменения. Допустим, из без вести пропавшего военнослужащий переводится в статус военнопленного. И уже включается в переговорный список на обмен, — объяснили в Минобороны.
При этом в этой процедуре есть один нюанс, который может затягивать процесс обмена.
— Понимаете, в чем дело, есть такой определенный нюанс, из-за которого у нас возникают такие проволочки. Даже когда и Москалькова уже подтвердила, и Красный Крест подтверждает наличие военнослужащего в плену, — рассказали на горячей линии. — Есть один существенный нюанс, официально украинская сторона должна подтвердить факт. Министерство обороны отправляет к ним запрос подтвердить данный факт, и мы очень долго, получается, ждем.
Ранее в Минобороны РФ ответили, могут ли мобилизованные оказаться на первой линии во время военных действий.