История села Барсуанбашево очень богата. В 1552 году...
История села Барсуанбашево очень богата. В 1552 году после взятия Казани, Иван Грозный начал христианизацию всех народов Казанского ханства. Мусульмане, не желавшие принимать христианство, начинают переселяться. Так как в то время на территории Башкортостана было много свободных земель, многие татары переселились в наши края. Ясачные татары, переселенцы из Казани, купили землю у башкир Уршак-Минской волости Ногайской дороги и основались у реки Берсиянка. Название реки происходит от слов «бер» - один и «сөян» - липа. Там, где река берёт своё начало, росла только одна липа. Вдоль реки Берсиянка, начинающий свой исток у деревни Новоуптино и впадающий в реку Агидель, в то время не было ни одной деревни. Потому и называется наша деревня Барсуанбашево, что самой первой появилась вдоль этой реки.
Ту улицу, где поселились переселенцы, (их было девять семей) начали называть «Казан җыены” – казанской сходкой. И по сей день, эта улица называется “Казанской”.
Постепенно деревня увеличивалась, росла. Как бы не менялись времена, деревенские люди всегда старались обустраивать свою жизнь. Женщины ткали ковры, вязали. Мужчины делали мебель, дубили кожу, трепали шерсть, делали валенки, охотились.
В 1795 году проживало 44 человек, в 1865 году в 91 дворе 555 человек. Занимались земледелием, скотоводством, изготовлением саней, телег, предметов из жести. В 1920 году проживало 1295 человек.
В деревне были две мечети. Первая мечеть была построена в 1728 году. В мечеть, как хазрат, приходит Якупов Мансур из деревни Сафарово Чишминского района. Его отец тоже был муллой. Вероисповедение в деревне было очень сильным. В мечеть ходили многие. Так как они не стали умещаться в одной мечети, в 1911 году строят вторую мечеть. Но в 1934 году во время грозы она сгорает. Так в деревне остается только одна мечеть. Она не не закрывается даже во времена советской власти. Коммунисты несколько раз пытались закрыть мечеть, но деревенский народ смог противостоять этому. Наша мечеть считается памятником истории и архитектуры ( по материалам “Башкирская энциклопедия” т.1.,2005г.,стр.321.)
Также в нашей деревни были две медресе. Рядом с мечетью – для мальчиков. Там учил Шафиев Нургали. Учиться приезжали и из других деревень. Даже из деревни Кара Якупово учился сын одного богатого человека. Его на лошади возил наемный рабочий бая.
В конце улицы Базарная было медресе для девочек. Там учила Марзия абыстай - жена хазрата Мансура.
В нашей деревне был очень большой базар. Туда сходились люди из других деревень. На базаре продавали скотину, молоко, шерсть, шкуру животных, предметы быта. В такие дни в деревне было очень весело и шумно. Эта улица и в наши дни называется “Базарной”.