19

КТО ТЫ, ТУРА-ХАН? Летом 2022 года Глава Республики...

КТО ТЫ, ТУРА-ХАН?

Летом 2022 года Глава Республики Башкортостан Р.Ф.Хабиров выступил с инициативой организации Евразийского музея кочевых цивилизаций в районе нахождения кэшэне (мавзолея) Тура-хана в Чишминском районе. Основным исполнителем мероприятий утвержден Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ, который к тому моменту накопил необходимый опыт, научные навыки, наладил тесные контакты с квалифицированными специалистами в области выполнения подобных задач. Практически сразу же после указанного заявления Радия Хабирова к непосредственной работе над проектом приступили археологи Башкортостана, началась подготовка к проведению международной научно-практической конференции, которая должна обозначить основные тенденции и перспективы в деле формирования историко-культурной зоны вокруг кэшэне Тура-хана.

Действительно, эпоха XIII–XVI вв. (период существования Золотой Орды и постордынских государственных образований, к которому относится и возведение ряда кэшэне на территории Южного Урала) богата археологическими материалами. Однако они не всегда в состоянии дать подробные ответы на принципиальные вопросы: например, кто скрывается за личностью Тура-хана, какова была его роль в истории башкир и всего южноуральского региона? Конечно, сразу стоить отметить, что и достоверных письменных памятников по тому периоду в архивах России сохранилось в малом количестве. Практически все они были выявлены и изучены историками.
Так, установлено, что в первой половине XIII века территория Южного Урала, равно как и башкирские роды, вошла в состав Монгольской империи Чингисхана, в частности, в состав так называемого Улуг Улуса (Улуса Джучи – старшего сына Чингисхана), и представляла собой наиболее северную его периферию, малопригодную для ведения традиционного круглогодичного кочевого образа жизни. Широкие завоевательные мероприятия Чингисхана в начале XIII века требовали консолидации всех слоев монгольского общества, строжайшей дисциплины как внутри войск, так и в обществе. Благодаря этому была выстроена стройная система управления, которая отвечала всем поставленным целям.

С идеологической точки зрения сложившуюся в монгольском государстве форму административного управления подкрепляла система, условно называемая современными исследователями общественно-политической системой чингисизма. Ее политико-правовая основа распространялась на вновь завоеванные и вошедшие в состав Монгольской империи Чингисхана земли и народы. Различная степень её проявления зависела от многих факторов, в числе которых характер признания подданства (завоевание, добровольное признание власти монголов, оформление вассальных отношений и пр.), географические условия (малопригодные для круглогодичного ведения скотоводства земли не интересовали монголов, они довольствовались номинальным подчинением данных земель своей власти, получением регулярного ясака и воинов).

Установление дружественных дипломатических отношений некоторых башкирских родов с завоевателями, начало которым положили Майкы-бий и Муйтен-бий; вероятное окончание войны западных башкир с монголами оформлением договора в конце первой трети XIII века (всё это подтверждается исторической памятью народа и средневековыми историческими источниками); нахождение территории башкир на отдаленной северной периферии Улуса Джучи, которая была малопригодной для круглогодичного ведения традиционного для монголов кочевого скотоводства, позволяют вести речь об оформлении вассальных отношений между башкирами и монгольскими правителями. Благодаря этому, как свидетельствуют источники, государственная политика биев оставалась суверенной с некоторыми ограничениями в плане контроля над их внешними связями, обязательного призыва воинов из башкир в случае войны монголов с третьей стороной и исполнения юридических функций представителями монголов. В экономическом же отношении подчинение башкир ограничивалось своевременной выплатой установленного ясака. Все остальные стороны внутренней жизни и быта башкирской общины развивались самостоятельно, независимо от золотоордынского влияния. Башкиры оставались собственниками своей земли.

Государственная система управления Монгольской империи воспроизводилась и на уровне отдельных ее улусов. Позднее с их распадом государственные традиции монголов были восприняты различными ханствами, возникших на развалинах улусов монгольского государства. Исключение составила Ногайская Орда, мирзы которой выступили противниками утвердившейся в башкирском крае политико-правовой системы чингисизма. Это позволило им нарушать традиции и обязательства, утвержденные Чингисханом и подтверждались его царствующими потомками. В крае ногаи внесли изменение в вотчинные права местных родов и тарханными привилегиями, которые были пожалованы чингизидами.

Подчинить себе воинственных и многочисленных башкир ногайским мирзам удалось путем своего численного и военного доминирования в регионе и утверждения в качестве наместников ногайской Башкирии марионеточных ханов-чингизидов, каковыми были Хак-Назар и Ахмед-Гирей. Башкиры воспринимали их как легитимных правителей, присягали им на верность.

На той же позиции, что и мангытские (ногайские) беклярбеки, в государственной иерархии степняков в XIV–XVI вв. находился и эмир Тамерлан (Аксак Тимур). Он не являлся чингизидом по происхождению, но его женитьба на чингизидке делала его гурганом и придавала некоторую легитимность его власти в пределах Мавераннахра.
Здесь же и возникает логичный вопрос: в честь кого на территории Башкирии в XIV веке, в золотоордынский период её истории, был возведен кэшэне (мавзолей) Тура-хана, кто стоит за этой фигурой, какова была его роль в истории Южного Урала и башкир? Для поиска ответов на эти вопросы требуется выполнение следующих задач: выявление новых достоверных письменных источников, ознакомление с зарубежной научной исторической литературой.

С этой целью и была организована исследовательская группа, куда вошли историки и лингвисты Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан и Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Отправной точкой для работы указанной группы стали фонды архивов, библиотек, музеев, научных учреждений Республики Казахстан. Подобный выбор был обусловлен тем, что в XVI–XIX вв. сопредельное с территорией расселения башкирских родов Казахское ханство представляло собой один из осколков Золотой Орды (правопреемницы Улуг Улуса Джучи), государственный строй, аппарат и система управления которого представляли собой живой пример ордынской традиции вплоть до конца первой четверти XIX века.
В г.Алматы работа группы производилась в Институте истории и этнологии им.Ч.Валиханова, Научно-исследовательском институте востоковедения им.Р.Б.Сулейменова, Центре музейного источниковедения и рукописей Центрального государственного музея Республики Казахстан, фонде редких книг, рукописей и национальной литературы Центральной научной библиотеки «Ғылым ордасы» и книжном фонде музея редких книг, где хранятся более пятисот редких книг и рукописей, охватывающих периоды с ХVІІІ века по ХХ век, а также в Центральном государственном архиве Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, в котором отложился целый пласт исторических источников, в той или иной мере затрагивающих интересующую нас проблематику. В столице Казахстана Астане группа получила возможность работать в Национальном центре рукописей и редких книг, Национальной академической библиотеке, Национальном архиве и Национальном музее Республики Казахстан.

Основные усилия были направлены на поиск первоисточников и изучение имеющейся литературы по интересующей теме. Удалось проанализировать более ста сочинений арабских и персидских путешественников, географов, а также среднеазиатских авторов, изложенных на языке тюрки арабской графикой, значительное количество научных работ казахстанских авторов по средневековой истории номадов Дешт-и-Кыпчака.

Так, в своей монографии, посвященной биографии казахского хана Абулхаира, историк И.Ерофеева сообщает, что привилегированную часть общества составляло аристократическое сословие төре (султанов), ак суйек, являющихся потомками Чингисхана. По ее мнению, торе не входили в генеалогическую структуру казахских жузов. Для раскрытия значения термина «төре» она ссылается на востоковеда Т.И.Султанова, который считает, что он возник от значения «закон», «правила», «обычай» и позднее стал означать самого законодателя, владетеля, господина, судью [4: 26–27].
На страницах многотомного свода «Тюркские источники по истории Казахстана» неоднократно встречается употребление термина «төре хан», обозначающего правителя. Например, в сочинении Мухамедсадыка «Тазкира-йи Азизан» данный термин встречается три раза [5: 81, 96, 97].
В письме хана Великого Улуса Улу Мухаммеда османскому султану Мураду II от 14 марта 1428 г. термин «хан агаларымыз» употребляется по отношению к потомкам Урус-хана (Темир-Кутлуг (1395–1399), Шадибек-хана (1399–1407), Болат-хана (1407–1410) и сыну Темир-Кутлуга (Темир хану, 1410–1412). Термин «төрелеримиз» использован по отношению к сыновьям Тохтамыша (Джелалетдин, Каримдерды, Кебек, Жаббарберды, Кадырберды). Комментируя данное письмо, казахские ученые Н.Базылхан и О.Туякбаев пишут, что «төре» на монгольском языке означает закон, порядок, власть, структура, правила. Таким образом, Улуг Мухаммед потомков Чингиз-хана признавал «төре», которыми были султаны, угланы, беки, аксуйек [3: 97–109].
Большой интерес представляет сообщение арабского учёного аль-Омари, который, опираясь на слова очевидцев, писал о наличии северного пути в Китай через землю Башкырт, страну Сибирь-Ибирь и Чулыман, в которых в течение шести месяцев продолжается зима [1: 286].
По мнению казахского исследователя М.Ж.Абдирова, мавзолеи являлись статусными сооружениями и предназначались для захоронения исключительно торе-чингизидов. Он также отмечает архитектурную близость между мавзолеями, построенными на территории Башкортостана и Казахстана [1: 302].
В фонде редких книг, рукописей и национальной литературы Центральной научной библиотеки РГП «Ғылым ордасы» хранятся два рукописных варианта героического эпоса «Тюрахан» («Төрехан»). Эпос описывает события периода распада Золотой Орды. Первый вариант указанного произведения записан у известного народного акына Нурпеиса Байганина. Второй вариант записан фольклористом Бисеном Саримановым у неизвестного жырау. В эпосе встречаются имена исторических личностей, живших во времена Золотой Орды, Ногайской Орды (Тимур, Нурадин). В варианте Б.Сариманова повествование начинается таким образом: «Во времена ногаев (ноғайлы) был хан по имени Темирхан. Хан умер. От его старшей жены остались один сын и одна дочь. Сына звали Торехан, а дочь – Биби. Когда Торехану было шесть лет, его братья Егизбай и Сегизбай, родившиеся от второй жены, решили убить Торехана...» Так разворачиваются события, в итоге благоприятно закончившиеся для главного героя: в конце концов Торехан возвращается на родину, находит сестру, а народ признает справедливого молодого Торехана своим ханом. В одном из эпизодов эпоса его называют внуком Орак-Мамая (ауыҙы 36 ҡарыш Ураҡ-Мамайҙың ейәне).
Вариант Н.Байганина имеет некоторые различия и начинается следующим образом: «В давние времена был хан по имени Темирхан. Темирхан женился на дочери хана Нурадина по имени Сауле. Долгое время у Сауле не было детей. Темирхан, думая, что может умереть бездетным, отправил посольство туркменскому хану Караману и взял младшей женой его дочь Карашаш...» От Карашаш родились два сына: Егизбай и Сегизбай. Позже и у Сауле родился сын Торехан, который по матери был потомком Нурадина [2].
Таким образом, проведенная в научных учреждениях Республики Казахстан исследовательская работа, а также ознакомление с казахстанской историографией периода Золотой Орды и Казахского ханства, позволяют сделать некоторые выводы по изучаемой тематике.
1. Возможно, что Тура-хан – это не личное имя конкретного лица. Оно происходит от тюрко-монгольского слова «төре», что означает структуру, правило, обычай, порядок, власть, в Улуг Улусе, а впоследствии и в Золотой Орде и Казахском ханстве, подразумевал султанов, огланов, беков и др., происходивших из рода Чингиса (чингизидов), имеющих право на власть в пределах монгольских улусов*. Ряд авторов еще более уточняют данный термин: төре – термин, служивший для обозначения не царствовавших ханских сыновей, но в то же время означавший удельного владетеля, имеющего право и на ханскую власть.
2. Казахские исследователи изучили большое количество мазаров (кэшэне, мавзолеи) на территории Средней Азии, в том числе и в Казахстане, и пришли к выводу, что ряд из них имеют схожие мотивы с кэшэне Башкортостана (мавзолеи Абат-Байтак, Кок-Кесене, Бабаджи-хатун, Иль-Арслана). Это – портально-купольные шатровые строения, занимающие промежуточное место между хорезмийскими мавзолеями с шатровыми перекрытиями XII – начала XIII вв. и портально-купольными шатровыми мавзолеями комплекса Кок-Кесене и Кесене XV–XVI вв. в Сыгнаке – столице Казахского ханства. Описания, внешний вид вышеперечисленных мавзолеев во многом схожи с кэшэне Тура-хана в нынешнем Башкортостане. Ученые Казахстана предполагают, что такие масштабные сооружения строились только для представителей ханского сословия, выходцев из рода торе-чингизидов.
3. Учитывая то, что Башкирия (Южный Урал) представляла собой в XIII–XVI вв. северную периферию Улуг Улуса (Золотой Орды), мало интересующую монгольских ханов в плане круглогодичного ведения кочевого типа хозяйствования, башкиры интересовали их лишь как поставщики ясака и полностью экипированных и снаряженных воинов на случай войн. Внутренний быт башкир ограничивался лишь контролем со стороны монголов в плане исполнения юридических функций. Как раз таки подобным блюстителем монгольского правопорядка, посредником в отношениях башкирских биев с монгольскими ханами могли выступать ханские наместники из числа чингизидов-тюря, которым могли довериться как коренное население, так и правящая верхушка. Таким образом, допускаем, что кэшэне Тура-хана сооружено в честь покойного наместника монгольского хана на территории Южного Урала.
Научная группа изучила большой пласт первоисточников и литературы, который значительно расширит научный горизонт в изучении проблемы средневековых мавзолеев на территории Башкортостана, в частности, в определении личности и роли Тура-хана в истории башкир. При этом обозначатся новые исследовательские задачи, решение которых в перспективе прольет свет на темные пятна истории башкир и степных цивилизаций Евразийского пространства.

КТО ТЫ, ТУРА-ХАН? Летом 2022 года Глава Республики...
Читайте также:
9

И вновь пожарный извещатель спас жизнь! 11 марта в...

И вновь пожарный извещатель спас жизнь!
11 марта в экстренные службы поступило сообщение о задымлении в подъезде на 2 этаже пятиэтажного жилого дома в поселке Чишмы Чишминского района. Экстренные службы вызвали соседи, когда услышали, что из квартиры доносится сирена пожарного извещателя и идет дым.
Хозяйка квартиры решила разогреть обед и уснула в соседней комнате. Спустя время услышала мощный звук пожарного извещателя и сильные стуки в дверь квартиры. К счастью, открытого горения пламени на кухне не произошло, от оставленной кастрюли исходил едкий запах дыма и гари.
В результате никто не пострадал, беда предотвращена своими силами.
Пожарный извещатель в очередной раз доказал свою эффективность и предотвратил трагедию. Со слов хозяйки, данный пожарный извещатель она получила в качестве подарка и благодарна такому маленькому стражу за спасение жизни.

И вновь пожарный извещатель спас жизнь! 11 марта в...
5

? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»...

? 9 культовых предметов из Башкирии...
Чай «Теастан» с кусочком торта «Айгуль», советские хиты из радиоприемника и космический шум «Ракеты-600». Сегодня рассказываем о 9 культовых предметах из Башкирии со времен СССР, по которым многие из нас ностальгируют до сих пор.
Что вы добавили бы к этому списку?

? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»...
? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»... ? 9 культовых предметов из Башкирии... Чай «Теастан»...
3

Когда идем куда-то с мужчиной, он иногда просит...

Когда идем куда-то с мужчиной, он иногда просит купить ему что-то по мелочи, типа газировки, чипсов, бутылки пива. Мужчина взрослый, 35+. Мне честно говоря это кажется странным, были до него отношения, никогда мужчины не просили что-то купить, именно в процессе прогулки. Обычно сами себе покупали и меня угощали. А этот просит и потом еще обижается, говорит, тебе жалко что ли 100 рублей потратить. Иногда конечно и мне что-то покупает, но редко и с неохотой. Как думаете, нормально это? Я намного моложе него, и мне странно, когда взрослый мужчина просит что-то купить на прогулке, как маленький ребенок. Админу вкусняшек. Анонимно.

Когда идем куда-то с мужчиной, он иногда просит...
0

Прошу не судить строго! Апатия полнейшая + проблемы...

Прошу не судить строго! Апатия полнейшая + проблемы со здоровьем. Не могу заставить себя хоть что-то делать по дому. Готовлю только тогда, когда весь роллтон закончится, а в магазин идти лень.
Итак, масштабы бедствий:
1. Засохшие цветы.
2. Грязное белье:
- шерстяные платки, ручная стирка 6 шт
- шапки-перчатки-шарфы штук 10
- кофточки, ручная стирка
- постельное белье и полотенца
- кепки белые все желтые стали 3 шт
- брюки штук 5
- платья и кофты шерстяные не счесть и т.д. полно всего - стирка это мой бич
3. Разбросаны коробки, пакеты и пр. мосор
4. Из шкафов с одеждой все вываливается. По-хорошему, нужно вещи перебрать и выкинуть/продать часть
5. Ужасноооооого вида сантехника
6. Пылища кругом
7. Пустой холодильник
8. Разбросана несезонная обувь
9. Грязный холодильник
10. Куча просроченных лекарств
11. Срач под умывальником, где стоит мусорное ведро
12. Срач практически во всех шкафах-тумбочках
И самый прикол, мне неохота мыться, брить ноги, делать маникюр....
Пока вроде все, но я как посмотрю на это, руки опускаются... Кажется, что и за месяц все не переделать...
Как поднять зад и начать делать хоть что-то? У кого какие идеи?

Прошу не судить строго! Апатия полнейшая + проблемы...
3

Здравствуйте! Подскажите, что делать? Имеется дочка,...

Здравствуйте! Подскажите, что делать? Имеется дочка, которой через 2 месяца 16. Позавчера я ушла вечером на работу, а дочь сказала, что позовёт свою подругу в гости буквально на час или два. Меня с работы отпустили на несколько минут раньше, прихожу домой, а моя дочка на кр@вати с каким то пацаном обжимается! Парень был без верха! Я была в полном шоке! Девочка 15 лет уже себе такое позволяет! Когда я пыталась с ней построить диалог, она говорила что это её жизнь и лезть в неё не надо! Что делать? Подскажите, пожалуйста!

Здравствуйте! Подскажите, что делать? Имеется дочка,...
5

У многих наверное родители в разводе. В моей семье...

У многих наверное родители в разводе. В моей семье отец ушёл от мамы, когда мне был годик, а брату 3. Но отец продолжал общаться с нами, платил алименты (кое как), редко но водил в кафе и брал на рыбалку. Но лично у меня с ним так и не наладился контакт. Он все равно для меня чужой человек, который и не просыхает даже. Я вижу, что ему вообще пофиг на меня, и все что он делает только из чувства долга перед нами. Я знаю что он меня не любит, и жалеет, что у него есть дочь и сын, на который приходится тратить время и деньги. В общем, я рада, что мои родители развелись.

У многих наверное родители в разводе. В моей семье...
Еще посты

Популярные теги:

Свежие комментарии:

Gggg 4 дней назад к записи
Gggg
Андрей 3 недель назад к записи
И где?
Александр 1 месяцев к записи
Немного по другому копыта расположены, но очень органично, состоит из двух частей,
Александр 1 месяцев к записи
Есть такая лошадка, материал алюминиевый,
Хый 1 месяцев к записи
Фу кликбейт ебучий