Мысли утреннего кофеВ СССР был негласный запрет на...
Мысли утреннего кофе
В СССР был негласный запрет на негативные новости. Программа «Время» рассказывала о победах, достижениях и рекордах. Даже в тех случаях, когда о негативной новости рассказать было нельзя, это делалось витиевато. Когда в 1971 году погибли три советских космонавта, диктор телевидения торжественным, как всегда, тоном сообщил, что полет космического корабля успешно завершен, во время полета были достигнуты такие-то и такие-то успехи, своевременно были включены тормозные двигатели, корабль вошел в плотные слои атмосферы, совершил мягкую посадку в точно заданном районе, космонавты были найдены на своих местах…– тут диктор сменил тон с торжественно триумфального на торжественно-печальный и закончил фразу… – «без признаков жизни». Все было прекрасно, только каких-то признаков не оказалось.
А ещё в СССР царила шпиономания. С малых лет гражданам СССР внушалось, кто кругом враги и бдительность терять нельзя ни в коем случае. Каждый иностранец воспринимался как потенциальный шпион. Тем, кому разрешали по путёвке выехать в туристические поездки в страны соцлагеря говорили, что ни в какие контакты с местным населением вступать нельзя, что любой местный может работать на американскую разведку. При каждой группе туристов обязательно был представитель КГБ в задачи которого входило бдительное отслеживание поведения наших туристов. Помните фразу «руссо туристо, облико морале»?
По телевизору крутили фильмы, где доблестные сотрудники советских спецслужб успешно развенчивали козни агентов капиталистических стран. Если и были положительные герои среди иностранцев, то это были герои ушедших эпох, например, Шерлок Холмс или Д’Артаньян.
Времена СССР были полны парадоксов. К примеру, религия считалась пережитком прежних времён, прямых гонений на неё не было, но религиозность считалась уделом людей старшего и даже преклонного возраста. Тем не менее, слова религиозного происхождения использовались повсеместно. Популярным словом было «священный». Вспомните как называлась главная песня Отечественной войны. Но священным в СССР считалось много чего, например, границы - они священны и нерушимы, нельзя их пересекать ни с той стороны, ни с этой. Это сейчас священную границу пересечь довольно просто, достаточно предъявить паспорт, но тогда это границы были «священными» и неприкосновенными. Советские власти, как только могли, эксплуатировали слово «священный», взятое из церковного обихода. Пытались отменить религиозные обряды и ритуалы, подменяя крест серпом и молотом.
В СССР было много чего «священного». Ещё один пример - знамя полка. Спасение знамени считалось делом геройским, старшее поколение рассказывало, что в воинских частях на вечерней поверке правофланговый мог торжественным голосом зачитать «Погиб при спасении знамени». Сами эти ритуалы поощряли гибнуть не только ради спасения родины, свободы или людей. Но и ради вещей, которые при любом самом сентиментальном к ним отношении не заслуживают того, чтобы за них гибли.
Знамя – это реликвия. И может быть, даже очень ценная. Но когда речь идет о выборе, пропасть ли знамени или одной человеческой жизни, надо все же помнить, что, овеянное славой минувших сражений, оно все-таки только кусок материн. И жертвовать ради него своей жизнью вряд ли будет оправданно. Потому что, как бы ни были священны те или иные реликвии, на свете нет ничего священнее человеческой жизни.