4 апреля 1942 года был сбит самолет летчика АЛЕКСЕЯ...
4 апреля 1942 года был сбит самолет летчика АЛЕКСЕЯ МАРЕСЬЕВА. 18 дней полз к своим, потерял ноги. Через 15 месяцев снова летал и сбивал врагов – на протезах.
Из представления к званию Героя Советского Союза: «Истинный русский патриот».
В марте 1942 года полк Маресьева был переброшен на Северо-Западный фронт. Там шла Демянская операция – советские войска окружали основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии группы армий «Север». Во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами самолет Маресьева был подбит.
«Его подбили, самолет врезался в лес, отца выкинуло на елку, по веткам он сполз на снег. Снег был еще глубокий, это спасло ему жизнь. Никто не знает, где до сих пор лежит его самолетик…» — рассказывал сын летчика Виктор Маресьев.
Восемнадцать суток Маресьев сначала шел на покалеченных ногах, а потом полз по снегу в сторону линии фронта. Он питался корой деревьев, шишками, ягодами. Едва живого его нашли местные деревенские жители. Сообщив о найденном летчике председателю колхоза, они ухаживали за Маресьевым больше недели, пока неподалеку не сел советский самолет. Только тогда удалось переправить Маресьева в московскую больницу.
«В госпитале он, с заражением крови, с гангреной, лежал на каталке уже по пути в морг, – вспоминает Виктор Маресьев. – Так случилось, что мимо умирающего Маресьева шел профессор Теребинский. Он спросил: «А этот что тут лежит?» С отца сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!»
Когда отца везли в операционную, он умолял: «Оставьте ноги! Я же летчик!» Врач только кивал: «Да-да, конечно, все будет нормально…»
Отец рассказывал, что, когда очнулся от наркоза, сразу посмотрел на одеяло: одеяло есть, а ног под ним нет. Он заплакал…»
Несмотря на потерю ног, Маресьев жаждал снова вернуться в небо. Еще в госпитале он начал тренироваться, чтобы летать с протезами. В начале 1943 года он смог пройти медкомиссию, но на боевые задания его пока не пускали – слишком напряженной была обстановка в небе.
Доказать, что он готов к полетам, Маресьев смог в успешных боевых вылетах в паре с летчиком Числовым, который из сочувствия брал его с собой в пару. А когда в июле Алексей Маресьев в бою спас жизни двоих советских летчиков и сбил сразу два вражеских истребителя, слава о нем разнеслась по всему фронту.