Кронштадт. Хранитель ключей от Петербурга. Нестареющая крепость и база балтийского флота. Порт, вдоль рейда которого безмолвными караульными замерли бурые форты и бастионы, которые строились буквально на воде, на месте где не может быть ничего, кроме серого неба над стальными водами Финского залива.
Бывшая Морская библиотека - памятник архитектуры Кронштадта. Впервые побывала осенью прошлого года в этом историческом здании.
Здание начали строить еще при Российской Империи, а завершили при Советском Союзе. На протяжении всей своей истории библиотека осуществляла благородную миссию: «В знании сила» и «Книгу в массы». Эти надписи появились в советские времена в проекте по обе стороны от входа.
Свое начало Кронштадтская Морская библиотека получила еще в эпоху расцвета парусного флота, когда в стенах недавно созданного Морского собрания было решено организовать собственную общественную библиотеку. По предложению капитана-лейтенанта Иллариона Николаевича Скрыдлова офицеры стали отчислять из жалования по 1%. На эти средства и ссуду от Морского ведомства и была открыта 10 августа 1832 года в помещении благородного собрания (дом Миниха) библиотека. Тогда ее называли Флотской.
Большое участие в ее создании принял известный мореплаватель, вице-адмирал, командир Ф.Ф. Беллинсгаузен, передавший библиотеке часть своих книг. Благодаря его энергичным действиям были так же приобретены мебель, портреты и бюсты великих мыслителей.
Правила библиотеки, записанные в небольшой тетради и подписанные Ф.Ф. Беллинсгаузеном, указывали, что цель библиотеки - удовлетворять «стремление человека к идеальному совершенству и врожденную потребность умственных занятий…»
Среди ее читателей были не только офицеры, но и врачи Балтийского флота, поэтому со временем в 1841 году к Флотской библиотеке присоединили Медицинскую, существовавшую в Кронштадте с 1837 года. Она должна была обеспечивать медицинской литературой медиков, состоявших при Кронштадтском и других портах Балтийского моря.
В 1858 году объединенная библиотека радовала читателей в здание Морского собрания, где был открыт и читальный зал, и музей. Расширяя свой книжный фонд с каждым годом, она стала одной из богатейших библиотек того времени и гордостью Балтийского флота. С высочайшего разрешения библиотека получает наименование «Кронштадская Морская библиотека».
И Флотская, и Медицинская библиотеки существовали вместе до 1909 г.
Но вскоре встал вопрос о строительстве отдельного здания для книжных фондов на перекрестке улиц Большой Екатерининской и Соборной.
К тому времени комиссия по строительству здания библиотеки утвердила проект художника - градостроителя Георгия Антоновича Косякова, брата Василия Косякова, руководителя строительства Морского собора, и спустя несколько месяцев, 25 сентября 1910 года уже состоялась закладка уникального здания.
Но судьба новой постройки для книжных фондов складывалась тревожно. События первой Мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны не позволили завершить строительство. Огороженное забором оно постепенно разрушалось. Лишь после визита в 1926 году наркома просвещения Луначарского, прибывшего в Кронштадт, плачевное состояние сдвинулось с мертвой точки. После осмотра фондов Морской библиотеки и недостроенного здания, он поспособствовал завершению строительства. Указание Луначаского было исполнено и с новым именем - «Центральная Общественная библиотека Кронштадта» книжный фонд через год открыл свои двери.
В годы Ленинградской блокады библиотека ни на один день не прекращала свою работу, кроме этого работники библиотеки жили обычной жизнью военного города – участвовали в оборонных работах, ухаживали за ранеными. Самым трудным было отапливать помещение. Большие оконные витражи были заколочены деревянными щитами, чтобы не пострадали во время бомбежек. Обслуживание читателей осуществлялось на втором этаже здания, где помещения были меньше и была плита на которой можно было топить дровами. На этой плите постоянно согревали воду и вместе с книгой посетителю давали кружку кипятка, чтобы можно было согреться.
Из воспоминаний заведующей библиотеки Веры Алексеевны Борисовой-Смирновой…
«Да, действительно в дни блокады на военном катере от Лисьего носа до Ленинграда ездили за книгами. Мы считали – книги нужны. Их нужно привезти обязательно…И других мыслей не было….В библиотеку ходили читать и грелись у плиты, которую специально топили для согревания помещения и кипячения...»