Топан (историческая справка: конец XVIII века - 1917 год). Продолжение
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО
Уже до Октябрьской революции Топан представлял собой большой населенный пункт. Так, в 1858 году в нем проживало 326 человек (92 – у А. И. Гернер и 234 – у М. А. Филатьевой), в 1870-м – 353, в 1907-м – 531 (в Топане‑1–135, в Топане‑2–396; деление на 2 части восходит, видимо, к последней, 10-й ревизии, когда крепостные принадлежали двум помещицам). Общее количество крестьянских хозяйств также увеличивается от 60 в 1858 году до 119 в 1916-м.
Согласно «Списку населенных мест по сведениям 1870–1872 годов», Топан – «при колодцах», от уездного города – в 73 верстах, от станового квартала – в 35. В «Списке населенных мест» 1907 года отмечается, что в селе имеется пруд, действуют маслобойный завод и ветряная мельница, преобладающий промысел – плотничество (топанцы занимались домостроительством, нередко – в самом Нижнем Новгороде, кроме того, до сих пор почти каждый деревенский дом украшают необыкновенной красоты наличники, изготовленные местными мастерами). Кстати, о маслобойном заводе В. А. Басов вспоминает следующее: «Фактически это была простая рубленая постройка с деревянным прессом, давившим масло».
Из «Списка населенных мест» за 1916 год узнаём, что до ближайшего города Семенова – 30 верст, до волостного правления в Овсянке – 7, до ближайшей пристани в Воскресенском – 27, до железнодорожной станции в Нижнем Новгороде – 90.
Сборник «Кустарно-ремесленные промыслы Костромской губернии. Выпуск I. Варнавинский уезд» (1913) отмечает развитие в Топане кузнечно-слесарного дела.
Ежегодно 29 июня (12 июля по новому стилю), в престольный праздник – Петров день – в Топане устраивали базар, куда съезжались жители со всех окрестных деревень.
Отдельные эпизоды хозяйственной жизни топанцев отразились в «Сборниках постановлений Варнавинского уездного земского собрания» и «Отчетах Варнавинской уездной земской управы». Так, на заседании 22-го сентября 1887 года заведующим Овсяновским военно-конским участком избрали топанского крестьянина Кузьму Васильева Тихомирова, которого в следующем, 1888-м, году называли уже почему-то Любомировым. В своем докладе «Об избрании заведующего Овсяновским военно-конским участком» уездная управа сообщала: «Земским собранием в прошлогоднюю сессию, вместо уволенного по слабости здоровья от заведывания Овсяновским военно-конским участком мещанина Галицкого [Якова Никифоровича], был избран на эту должность проживающий в селе Топане семеновский мещанин Кузьма Васильев Любомиров, об объявлении коему о таковом избрании с подпискою от управы сообщено было Овсяновскому волостному правлению, которое рапортом от 25 ноября того же года донесло, что Кузьма Любомиров переселился на постоянное место жительство в Макарьевский уезд Нижегородской губернии, но в какую волость, правлением не дознано. Вследствие сего, впредь до выбора собранием другого лица вместо мещанина Любомирова, заведывание Овсяновским военно-конским участком возложено управою временно на местного волостного старшину Кузнецова».
В 1889 году в Овсяновской волости насчитывалось 23 сельских общества.
У первого Топановского общества было 527 десятин земли, у второго – 1192.
В «Сборнике…» за 1890 год отмечается, что «при производстве взысканий за продовольствие на счет земства лиц, содержавшихся в городском арестном доме, по произведенным дознаниям и собранным справкам» оказался несостоятельным к платежу крестьянин Овсяновской волости села Топана Иван Славин – с него причиталось 32 копейки.
В неурожайный 1891 год крестьянам обоих топановских обществ выдали хлебные ссуды: первому – 180 пудов, второму – 565.
Из «Сборников…» также известно, что в 1892 году обязанности старосты 2-го топановского общества исполнял Федор Васильев.
В «Отчете…» за 1895 год крупным землевладельцем 2-го Топана назван Василий Федотов, у которого было 25 десятин земли ценностью 33 рубля 33(1)/3 копейки. В 1896 году упоминается крестьянин того же 2-го Топана Кузьма Лебедев, имевший 14 десятин 63 сажени.
В «Списке землевладельцев Варнавинского уезда, в имениях которых в 1896/7 годах произошли некоторые изменения» сообщается, что Кузьма Васильев Любомиров, семеновский мещанин из крестьян села Топана, обладал землей следующих площадей: усадебной – 940 саженей, пахотной 3 разряда – 6 десятин, сенокосной 3 разряда – 6 десятин 1110 саженей, всего – 12 десятин 2050 саженей.
В «Сборнике…» за 1904 год упоминается владелец кузницы – крестьянин 1-го Топана Матвей Иванов.
ЦЕРКОВЬ. Часть 1
В 1863 году Топан становится селом: на средства прихожан и вдовой коллежской советницы Марии Андреевны Филатьевой была возведена Тихвинская церковь. Немалую роль в появлении храма сыграл священник Благовещенской церкви села Благовещенского Василий Михайлович Беляев. Газета «Костромские епархиальные ведомости» (далее – «КЕВ») 25 апреля 1897 года в очерке, посвященном 50-летию его священнической деятельности, отмечала: «Заслугою отца Василия было устройство церквей в двух селах – Топане и Шалдежине, с особыми причтами».
В сохранившихся клировых ведомостях за 1877–1918 годы о Тихвинской церкви сообщается следующее: зданием деревянная, снаружи обшита тесом, с таковою же колокольнею, крепка; внутри оштукатурена в 1900 году, вокруг храма – деревянная ограда. Вне села имелось особо отведенное кладбище, также обнесенное деревянным забором. Рядом с церковью находилась сторожка.
Престол в храме был один: во имя Пресвятой Богородицы в честь празднования ее Тихвинской иконы. Утварью церковь была «достаточна» (с 1914 – «недостаточна»), богослужебные книги имелись все и хранились в надлежащем порядке.
По штатам, утвержденным в 1887 году Святейшим Синодом, причт состоял из священника, диакона и псаломщика.
Церкви принадлежала усадебная земля вместе с погостом – 3 десятины, пахотной – 30 (на расстоянии 1 версты), всего – 33. Особый план участка и межевая книга отсутствовали, и земля значилась на общем плане с крестьянскими наделами. Местоположение земельного участка для причта было неудобным, во‑первых, из-за дальности расстояния, во‑вторых, все тридцать десятин находились в середине одного крестьянского поля. Частью земли священно-церковнослужители пользовались сами, а оставшейся – крестьяне, которые взамен нее давали землю в двух других полях. В «Сборнике постановлений Варнавинского уездного земского собрания» за 1913 год сообщается, что Тихвинская церковь сдавала в аренду 3 десятины «посредственной» пахотной земли. Чистый годовой доход от сдачи 1 десятины составлял 3 рубля 25 копеек. На церковной земле были возведены и деревянные дома причта. Здания и какие-либо угодья, принадлежащие храму (дома-лавки, мельницы, рыбные ловли), отсутствовали.
На содержание духовенства выделялось 150 рублей (с 1904 года – 550), из них священнику – 90 (с 1904-го – 300), диакону – 24 (в 1903-м – «не получает», с 1904-го – 150), псаломщику – 36 (с 1904-го – 100). Процентов с банковых билетов не было (в 1909-м имелся вклад на вечное поминовение, состоявший из свидетельства государственной 4% ренты в 100 рублей, из которых 50 – на причт и 50 – в пользу церкви («а билет находится в целости в Семеновском уездном казначействе Нижегородской губернии»). Кружечные доходы за 1914 год составили 460 рублей, за 1915-й – 400. Деньги хранились в кладовой, ключ от которой находился у церковного старосты.
В 1909 году «КЕВ» опубликовали список приславших пожертвования обществу вспомоществования бедным семинаристам, среди которых названа Топанская церковь (№ 7 от 29.03.1901, сумма пожертвования – 40 копеек, №№ 8–9 от 25.04.1902–25 копеек). Священно- церковнослужителям прихожане доставляли содержание, по оценке большинства лет, «весьма» или «очень» скудное; в 1878 – «посредственное», в 1880 – «порядочное», в 1884, 1886, 1888, 1889, 1890 – «довольно порядочное».
От Костромской духовной консистории церковь находилась в 280 верстах, от местного благочинного в селе Баках – в 42 (в 1915-м благочинный проживал в Варнавине), от уездного города – в 80, от почтового отделения в селе Овсянке – в 7. Почтовый адрес – станция Баки, Овсяновское волостное правление. Ближайшие церкви – Покровская в Овсянке (в 6 верстах) и Христорождественская села Шалдежина (в 9).
Копии с метрических книг и обыскные книги хранились при церкви с 1863 года (до наших дней дошли только метрики с конца 1881-го), исповедные росписи – с 1864-го (сейчас утрачены полностью).
Приходского попечительства, попечительного Совета, православного церковного братства, приписной церкви, часовен при храме не было.
В церковной библиотеке, существовавшей с 1863 года, насчитывалось 88 книг духовно-нравственного содержания, 14 – исторического, 9 – о расколе Попова, Соловьева, Нильского и Предтеченского. Из духовных газет и журналов – «Воскресные беседы», «Воскресный день», «Душеполезное чтение», «Костромские епархиальные ведомости», «Проповеднический листок», «Руководство для сельских пастырей», «Русский паломник», «Странник», «Труды Киевской Духовной Академии», «Христианское чтение», «Церковные ведомости», «Церковный вестник». Этой литературой пользовались причт и некоторые прихожане.
В клировой ведомости за 1914 год сообщается, что в приходе действовали четыре земских школы (Больше-Ключевская, Николаевская, Софиловская, Топанская), где обучалось 122 мальчика и 63 девочки (в 1915 – соответственно 93 и 70).
В апреле 1891-го церковным старостой утвердили крестьянина Симеона Климовича Зарокова (вероятно, опечатка, правильно – Зиронова, см. «КЕВ», № 12 от 15.06.1891). В 1899–1901 годах эту должность исполнял отставной рядовой А. А. Субботин, в 1914 и в 1915 – крестьянин Григорий Михайлович Колпаков, в 1917 и 1918 – Александр Кузьмич Любомиров.
В Топанском приходе проживали раскольники беспоповщинской секты. Этот факт неоднократно отмечался в клировых ведомостях.
(В 1877 году – 14 человек (в Николаевке и Порубке), в 1891–22 (в Топане, Быдрее, Порубке, Николаевке), в 1901–7 (в Быдрее и Порубке), в 1904–2 (в Быдрее). Говорилось об этом и в «Костромских епархиальных ведомостях»: в № 13 от 1 июля 1895 года указывалось, что в окрестных деревнях проживало 14 раскольников (8 мужчин и 6 женщин). В 1905-м и последующих годах «официальных» беспоповцев уже не было.
В «Отчете о состоянии и деятельности православного Костромского Феодоровско-Сергиевского братства за 1907 год» («КЕВ», № 17 от 01.09.1908) сообщалось, что «в отчетном году, как и ранее, миссионерами были ведены как публичные, так и частные беседы с раскольниками и сектантами». С 9 по 16 февраля епархиальный миссионер священник Евфимий Зубарев посетил для бесед сёла: Шалдежино, Овсянку и Топан Варнавинского уезда, где во время встреч с сектантами, «немолеными» (немоляками) говорилось «о необходимости внешних церковных обрядов, о Боге и богочеловечестве Иисуса Христа», а также о том, что «Сын Божий реально воплотился и вочеловечился и был на земле однажды, а во второй раз явится судить живых и мертвых (некоторые из «немоленых» склонны к атеизму).
Такие темы для бесед избраны были миссионером потому, что «немоленые» учат: «Есть в тебе слово, дух и жизнь» – вот в тебе и слово плоть бысть, воплотился Христос, и тут вся троица». Однако нельзя «немоленых» назвать толстовцами, потому что они в большинстве не отвергают крещения во имя Святой Троицы; читая Библию, разумеют ее духовно. Нельзя назвать их и хлыстами, потому что они отвергают всякую наружную молитву, в том числе и хлыстовские радения, не имеют и специальных «христов», «богородиц», «пророков» и «апостолов». В то же время они – не молокане, ибо не имеют ясной и определенной веры во Святую Троицу и личное существование Бога. В чем состоит их спасение, они еще и сами того не знают, а потому говорят, что можно спастись во всякой и каждой вере».
Продолжение следует.
Александр ГРАДУСОВ