Для создания семьи достаточно полюбить, а для сохранения — научиться слышать и понимать.
Для создания семьи достаточно полюбить, а для сохранения — научиться слышать и понимать.
Для создания семьи достаточно полюбить, а для сохранения — научиться слышать и понимать.
Как же ты меркантилен, мой друг. Запомни: всё, что можно купить за деньги — уже дёшево!
— Ошо
Когда идёшь на уступки ради человека, который тебе дорог, и переступаешь через свои принципы, будь готов к тому, что этот человек переступит и через тебя, так как мало кто ценит подобное. Люди вообще мало что ценят: они всё воспринимают как должное.
Никто никогда не поймет твоей печали так,
как переживаешь ее ты.
— Эльчин Сафарли,"Если бы ты знал..."
Человек — это книга. Если ты её не понял, значит не для тебя написана.
Можно твердить человеку правду весь день напролёт, но если он не хочет её слышать, то… никогда её и не узнает.
— Лоис Макмастер Буджолд "Комарра"
Все, что вы чувствуете, слышите, трогаете, нюхаете и пробуете на вкус – майя. Все есть майя, большая иллюзия. Большинство из нас на самом деле не понимают, что такое майя. Мы пытаемся объяснить, что майя – это майя. Все, что видят ваши глаза, что вы считаете таким важным, есть майя. Все, что вы слышите, все, что вы читаете, все, что вы пытаетесь делать, чтобы улучшить себя – все это майя.
Мы так вовлечены в мир, и все воспринимаем так серьезно. Первая ошибка, которую мы делаем - считаем себя важными и придаем значимость нашему телу. Мы пытаемся дать ему образование. Мы хотим, чтобы тело чувствовало себя хорошо. Мы делаем с телом много разных вещей, как будто бы это так важно. Мы озабочены мировыми проблемами. Мы не понимаем, что все предопределено. Вместо того, чтобы стараться найти Себя, вместо того, чтобы задать вопрос «Кто я?», мы волнуемся о ситуации в мире. Мы увлекаемся красивыми вещами, верим, что это будет длиться, что это реальность. Мы увлекаемся безобразными вещами, и хотим избавиться от этих некрасивых вещей, поменять их на красивые. Мы так увлечены миром, что у нас нет времени подумать о Реальности.
К сожалению, только когда случается катастрофа, например, смерть или болезнь, или жестокость, мы начинаем задаваться вопросом: «О чем эта жизнь? Я родился. Я умру. А между этим я стараюсь изо всех сил, пытаясь достичь счастья. Когда я достигаю его, это не то, что я думал. Что есть реальность? Что есть жизнь?»
Когда вы задаетесь этим вопросом, что-то происходит. Вы находите книгу. Вы находите друга, который, возможно, на несколько шагов выше, чем вы. Вы начинаете задавать вопросы. Вы начинаете читать. А потом вы начинаете понимать, что есть нечто еще, кроме того, чтобы родиться, ходить в школу, получить работу, завести семью, постареть, уйти на пенсию и умереть. Жизнь гораздо более содержательна. Однако вы говорите: «Я еще не испробовал это. Я познал только человеческое». Если вы будете искренними, вас приведет к учителю, или, может быть, к реке, к дереву, чему-то, на чем вы можете сфокусироваться, и вы начнете погружаться внутрь себя. Мне не нравится использовать термин «медитация», потому что его неверно используют. Вы начинаете погружаться внутрь себя. Вы начинаете переживать чувства, которых у вас никогда раньше не было. Вы испытываете моменты блаженства, но они уходят, и вы возвращаетесь к себе старому. Вы начинаете больше задумываться о жизни, о чем эта жизнь.
И потом, однажды, с вами что-то происходит. Вы начинаете осознавать, что, в первую очередь, это ваше мышление причиняло вам все проблемы, иллюзия, майя. Это ваши мысли являются проблемой. Вы размышляете над этим. Гуру внутри вас пробуждается. Потому что вы искренние, потому что вы желаете пробудиться больше, чем чего-либо другого в этом мире. Гуру внутри вас ведет вас к внешнему гуру, который зашел дальше, чем вы. Внешний гуру рассказывает вам, что ваше личное «я» - это только мысль, представление. Это называется «я»-мыслью. Вы должны отслеживать «я» до его источника, который находится с правой стороны груди. По мере того, как вы пребываете в «я», оно превратится в ваше истинное Я, то есть, Сознание, абсолютную Реальность. И тогда вы будете освобождены.
Это только начало. Вы начинаете практиковать. Во время практики у вас происходит много переживаний. Вы посещаете мистические сферы. Вы слышите прекрасную музыку. Вы видите геометрические фигуры. Вас навещают мудрецы. И вы бежите к своему гуру и рассказываете ему о своих опытах. Он объясняет: «Это ерунда, детский сад. Ты должен выйти за пределы этого. Все это появляется из твоего ума. Твой ум является причиной всего существования. Это твой ум порождает вселенную, бога, людей, места и предметы. Ты должен уничтожить ум». Как это сделать? Задавая вопрос и исследуя: «У кого появляется ум? У кого есть ум?» С помощью наблюдения. Разумно наблюдая за своими мыслями, становясь свидетелем своего мыслительного процесса.
Вы начинаете практиковать это, но вмешивается жизнь. Что-то случается. Вы снова и снова увлекаетесь майей, великой иллюзией. Вы серьезно относитесь к вещам. Вы думаете, что у мира есть, что вам предложить, потому что в вашей жизни начинает происходить нечто хорошее. А потом, конечно, это развивается, и снова в семью приходит смерть, или вы теряете положение, которое было у вас 20 лет. Учитель говорит вам: «Не реагируй на обстоятельства. Не обращай внимание на вещи этого мира. Твое тело будет выполнять работу, для которой оно сюда пришло. Это не имеет к тебе никакого отношения. Будь ты банкрот, или будь ты миллионером, будь ты больным, или здоровым и невредимым, живешь ты в хижине или в замке, не воспринимай все это так серьезно. Лучше продолжай обращаться внутрь. Иди глубже. Погружайся глубже, чем когда-либо ранее. Что бы ни происходило с тобой в этом мире, просто наблюдай. Поскольку истина в том, что субстанцией всего существования является любовь и гармония. В этом мире нет ничего, что желает уничтожить тебя или навредить тебе. Это просто майя». Вы снова спрашиваете: «Что такое майя?» И учитель рассказывает вам историю, которую я поведал вначале. Это дает ученику понять, что вода в мираже – это майя, нечто, что кажется реальным, но при рассмотрении обнаруживается, что оно нереальное. И весь мир такой. Вся вселенная такая же. Не обманывайтесь снова. Не воспринимайте ничего серьезно. Обращайтесь внутрь. Не реагируйте. И вы со всей страстью заставляете свой ум в этот раз погрузиться глубже, чтобы вас не подстерегла майя.
Итак, вы начинаете решительно и целиком исследовать, каждое мгновение дня. Каждый раз, когда к вам приходит мысль, вы спрашиваете: «К кому приходит мысль?» Каждый раз, когда вы наблюдаете что-то по телевизору или в мире, что, как кажется, огорчает или радует вас, вы не забываете задать вопрос: «К кому это приходит? Кто это переживает?» Иногда вы забываете, но чаще помните об этом. Неважно, какая ситуация, хорошая или плохая, вы перестаете ею захватываться, вы исследуете: «К кому это приходит? Это приходит ко мне. Я чувствую это. Я чувствую эту майю. Тогда кто я? Что является источником «я», которое чувствует эту майю? Откуда появилось это «я»? Кто дал ему рождение? Кто я?»
Конечно же, вы никогда не отвечаете на эти вопросы. Вы задаете вопрос снова и снова. И вы замечаете, что происходит что-то еще. Вы перестаете вовлекаться в мирские разговоры. Раньше вы болтали, болтали, болтали обо всем на свете, о погоде, о людях, о местах, о вещах, о ситуациях, о мире. Теперь вас больше это не интересует. Что-то вам говорит, что это пустая трата энергии. Вы становитесь более лаконичным. Когда кто-то задает вопрос, вы говорите, да или нет. Вы больше не вдаетесь в мирские объяснения. Ваша жизнь становится все проще и проще. Вы становитесь все счастливее и счастливее. Это происходит само по себе.
И вы обнаруживаете, что все время исследуете: «Кто я? К кому это приходит?» Вы начинаете пребывать в «я», отслеживая «я» до источника. Когда приходят мысли, вы спрашиваете: «К кому они приходят?» У вас нет целей. У вас нет амбиций. Однако, ваше тело продолжает выполнять работу, для которой оно сюда пришло. И оно выполняют работу лучше, чем вы делали ее до этого. Вы удивляетесь. Вы больше не анализируете так много. Вы больше не пытаетесь все расставить в правильной перспективе. Вы больше не отстаиваете свои права. Вы нашли покой. Вы идете и делитесь этим со своим учителем. Вы рассказываете ему, как далеко вы зашли, и что с вами происходит. А он говорит: «О, да, это ерунда. Ты должен отбросить все это. Мысль, что с тобой что-то происходит, что ты продвигаешься, что жизнь у тебя лучше, что ты счастливее, что ты упростил свою жизнь. Все это тоже должно уйти».
Вы узнаете, как быстрее от этого избавиться. Ответ такой: «С помощью предания себя». Вы не только должны исследовать, вы также должны все сдать. Все ваши мысли, все потребности, все желания, ваше тело, ваш ум. Все это нужно сдать».
«Кому я должен сдать это, Мастер?»
«Себе. Истинному Я, которое является вездесущим, всезнающим, всемогущим. Истинному Я, которое пронизывает все. Истинному Я, которое является конечным Единством, чистым Осознаванием, сат-чит-анандой, Парабрахманом. Сдай все этому истинному Я, поскольку ты поистине этим являешься».
Вас удивляет то, что вы услышали. Но вы просто начинаете это делать на работе, когда моете посуду, пока вы смотрите телевизор, вы все время помните о сдаче. И в один прекрасный день внутренний Гуру затянет ваш ум внутрь в Источник, и вы пробудитесь. Вы станете освобожденным. Вы станете своим истинным Я. Тогда вы свободны.
Роберт Адамс
Если в человека попала стрела, он чувствует боль. Если летит вторая стрела и попадает в тоже самое место, боль становится в десять раз сильнее. Будда советовал, в случае если вы испытываете боль в теле или уме, делать вдох и выдох и осознавать эту боль, ее значимость, но не преувеличивать ее важность. Если вы не перестанете беспокоиться, протестовать, злиться по поводу своей боли, бояться, то тем самым вы увеличиваете ее в десять раз или более. Ваше беспокойство — это вторая стрела. Вам нужно защитить себя и не позволять второй стреле поразить вас, потому что вторая стрела исходит от вас.
Тит Нат Хан