РепликаСМЕРТИ НЕТ… У КЛАССИКИ! После мракобесия...
Реплика
СМЕРТИ НЕТ… У КЛАССИКИ!
После мракобесия «борисовского» периода с 21 февраля 2022 года по 5 мая текущего творческий коллектив Чайковского театра драмы и комедии приходит в себя. Уже приступили к работе над постановкой пьесы Александра Островского «Не так живи, как хочется». Сценическую жизнь ей даст молодой режиссёр Павел Никитенко, выпускник курса режиссуры драматического театра Андрея Могучего при БДТ.
Однако по Интернету продолжают гулять материалы, смачно сдобренные инсинуациями бывшего худрука театра фейкомёта Александра Борисова. К примеру, 28 апреля Интернет-Газета «Ваши Новости» распространила материал журналиста Дмитрия Кокко с аршинным заголовком «Страна находится в сложном положении, мы не можем постоянно играть Чехова и Шекспира, – уволенный за позицию худрук Александр Борисов». Что ни фраза – ложь!
До сих пор сыр-бор горит вокруг несостоявшегося спектакля режиссёра Александра Борисова «Смерти нет». В основу его драматургического материала легли рассказы Дмитрия Стешина из книги «Коротко и жутко» и проза Захара Прилепина. Автором пьесы Борисовым был перекинут «мост» между событиями в годы Великой Отечественной войны и специальной военной операцией на Украине.
Однако, получив уведомление о прекращении трудового соглашения (увольнение по статье 278 ТК РФ – без объяснения причин), Борисов-режиссёр, по свидетельству актёров, сам же отменил несколько репетиций подряд.
– Премьера спектакля «Смерти нет» стала бы действенной, искренней поддержкой Захару Прилепину, против которого 6 мая был совершён подлый теракт, – считает Мария Картазаева, заведующая труппой театра. – Ведь до окончания работ оставалось несколько финальных репетиций! И утверждение режиссёра-постановщика о том, что актёры уволились в знак протеста против специальной военной операции и нежелании играть в спектакле с такой тематикой, было откровенной ложью. Все шесть артистов – исполнителей действующих лиц были на месте. Инесса Муран, заслуженная артистка России попыталась договориться с режиссёром о возобновлении работы над спектаклем. Но тщетно, Александр Борисов категорично заявил: «Моей пьесе на чайковской сцене не жить!».
– Наверно, идея обвинить весь коллектив в срыве спектакля «Смерти нет» родилась у режиссёра вследствие конфликта со мной, спровоцированного им же, – считает актёр Александр Ляйс, исполнитель в спектакле роли Ведущего. – Дело в том, что из Москвы, с Фестиваля театральных боёв «Серебряная шпага», мы с актёром Наилем Гайнулиным возвратились во вторник 25 апреля, в шестом часу вечера. И тут к шести часам меня вызывают на репетицию! Подхожу к Александру Николаевичу, объясняю, мол, устал с дороги, грязный, голодный – надо отдохнуть. Он выругался и ушёл. Потом коллеги сообщили, что, по утверждению режиссёра, я вообще отказался от работы в спектакле. На последующие репетиции мы собирались, но режиссёр на них уже не являлся…
Любопытно, некоторые артисты театра предполагали, что премьера спектакля «Смерти нет» по какой-либо причине не состоится. И её ожидает та же печальная судьба, что и «Дни Турбиных» Михаила Булгакова. Со сценическим воплощением этой пьесы Александр Борисов помышлял дебютировать в качестве режиссёра. Однако где спектакль, премьера которого была намечена на 1 октября 2022 года?..
О «Днях Турбиных» чайковская газета «Огни Камы» сообщила читателю анонсом «Сквозь призму «ZET» ещё 1 апреля прошлого года. Напомню краткое содержание пьесы М. Булгакова
Трагедия семьи полковника-артиллериста Алексея Васильевича Турбина, честного офицера царской армии разворачивается в конце 1918 – начале 1919 годов в Киеве. В результате кровавого государственного переворота рушится режим Павла Скоропадского – гетмана «всея Украины от Берлина до Харбина». Так называемую Директорию Украинской народной республики возглавляет ярый националист Симон Петлюра. Он же провозглашает себя и Главным атаманом войска и флота УНР. Не без помощи Польши. С тяжёлыми боями Петлюру из Киева изгоняют большевики.
До боли знакомая картина, не правда ли? Сама собой напрашивается параллель между смердящими национализмом «котлами» двух столиц Незалежной со столетним временным промежутком! И, согласно анонсу, у Александра Борисова планов было громадьё! С его слов, премьеру спектакля «Дни Турбиных» театр готовил не только для открытия нового 92-го театрального сезона в начале октября прошлого года.
Правда, не подготовил…
Задумал худрук – и совершить гастрольное турне в столицы молодых Донецкой и Луганской народных республик. Дальше – больше. В мае нынешнего года со спектаклем «Дни Тербиных» театр должен был принять участие в Фестивале имени М. А. Булгакова «Рукописи не горят», ежегодно проводимого московским Музеем-театром «Булгаковский Дом».
Однако ехать было не с чем…
Так где же спектакль? Ведь театр начинал над ним работу – с энтузиазмом! И где показ «Дней Турбиных», по Борисову, «как выражение своего искреннего уважения и восхищения братскому многострадальному народу-герою»?
Тем не менее, тема защиты Отечества для творческого коллектива Чайковского театра драмы и комедии всегда была священной. Так 15 марта 2015 года состоялась премьера драматической баллады Алексея Дударева «Не покидай меня» в режиссуре Алексея Орлова. Эту постановку высоко оценила Наталья Полукарова, директор Международного театрального форума «Золотой Витязь». В частности, отметив игру «очень талантливого актёрского состава и неординарность режиссёрских решений» московский театральный критик посоветовала «постоянно держать эту работу в репертуаре театра». И действительно, посвященная 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне драматическая баллада «Не покидай меня» имела успех несколько театральных сезонов.
Посвящённая уже 75-летию Великой Победы, премьера драмы Валентина Ежова «Соловьиная ночь» была подготовлена театром к майским праздничным дням 2020 года. Создателем спектакля выступил молодой актёр Сергей Пантющев под патронажем главного режиссёра театра Алексея Орлова. Причём пандемия короновируса надолго прерывала «очные» репетиции спектакля и прогоны. В карантинные дни они проходили «на удалёнке», по Skype. И, видимо, судьбе было угодно, чтобы «Соловьиная ночь» выкупалась лишь в золоте осени. Историю трагической любви советского сержанта Петра Бородина и немецкой девушки Инги – любви, у которой не могло быть продолжения, «ночь пропела» зрителю 19 сентября. Со сцены концертного зала Чайковского музыкального училища.
В майские праздники – выступления артистических многожанровых ансамблей театра с песнями, опалёнными войной, и хореографическими номерами, передвижные выставки «Оружие победы», составленные из реквизита, активное участие в творческом проекте «Парад культурных достижений» – это серьёзная тема ещё одной статьи.
Настораживает другое: утверждение Александра Борисова, что театр не может «постоянно играть Чехова и Шекспира»! Кто бы спорил? Только брошены камешки в «доборисовские» наработки театра: в чеховскую «Чайку», увидевшую свет рампы 5 октября 2018 года в режиссуре челябинца Олега Хапова, а также в трагифарс Игоря Бармасова «Король Лир» (2021). А в таком случае, чем театру было «угощать» уважаемую публику в «борисовский» период? Если количество премьер сократилось с восьми до трёх. И то с учётом новогоднего представления? Может, «Философскими сказками» Сергея Козлова в интерпретации пермского режиссёра Ирины Ткаченко? Когда «страна находится в сложном положении»?
А смерти нет у классики!
Вадим БЕДЕРМАН
г. Чайковский
Фото из архива автора статьи
Фото 1. «Не покидай меня». Полковник – заслуженный артист РФ Василий Костоусов, капитан Михасев – Игорь Просянников.
Фото 2. «Не покидай меня». Спецразведгруппа: боец Аля Ладысева – артистка Анастасия Гонина, боец Зина Батян – Анастасия Панина, боец Ядвига Гурская – Мария Картазаева, младший лейтенант Вероника Кремис – Елена Гречан.
Фото 3. Музыкально-поэтическая картина «На привале», 2015 г.
Фото 4. Вокальное трио Константина Калашникова, Сергея Некрасова и заслуженной артистки РФ Инессы Муран, 2015 г.
А где сейчас в Перми можно купить пончики с сахарной...
А где сейчас в Перми можно купить пончики с сахарной пудрой на развес , те самые , как в Советское время ?😁