Леса Башкирии, а также садовые участки атаковал...
Леса Башкирии, а также садовые участки атаковал непарный шелкопряд. Прожорливая и крайне неприятная внешне огромная гусеница, которая позже превратится в красивую бабочку, пожирает листья растений, практически уничтожая их. При этом, как утверждает директор регионального филиала российского «Центра защиты леса» Артур Мифтахов, предсказать нашествие непарного шелкопряда невозможно.
- Ученые до сих пор не определили, какие факторы становятся причиной массового размножения этих гусениц, - говорит Артур Анвартдинович. - Предсказать, когда именно их численность возрастет, очень сложно. В республике это происходит примерно раз в 12-13 лет. И вот начиная с 2020 года этот вредитель угрожает лесам Башкирии, а мы с ним боремся. Все силы, которые у нас существуют, направлены на ограничение его численности. Уничтожить насекомое полностью невозможно.
По словам г-на Мифтахова, гусеницами непарного шелкопряда питаются некоторые животные — например, ежи — и птицы. Но, когда их слишком много, естественных хищников недостаточно.
- Часто, когда говорят о шелкопряде, все представляют бабочку, из кокона которой получают натуральный шелк, - объясняет глава центра защиты леса. - Непарный шелкопряд — это другое насекомое, получившее название из-за сильного различия самца и самки во взрослом возрасте. Самка больше по размеру, она много ест — это необходимо для размножения. Самец намного меньше, но зато у него есть пышные усы, которыми он очень хорошо чувствует самку на расстоянии почти восьми километров.
Как считает Артур Мифтахов, обычно это насекомое не является опасным для леса вредителем. Но если его численность серьезно увеличивается, может нарушать интересы человека. На стадии личинки - гусеницы непарный шелкопряд усиленно питается, поедая листву деревьев. Он повреждает более 300 видов растений.
− Личинки рождаются из яиц в начале мая, - рассказывает он. - Их рост в зависимости от погодных условий продолжается до 10-15 мая, а развитие - до середины июня. Непарный шелкопряд за это время проходит от пяти до шести возрастов. Самец линяет пять раз, а самка — шесть. Гусеницы при этом достигают длины от восьми до 10 сантиметров.
Артур Анвартдинович поясняет, что обработку мест распространения вредителя специальными препаратами.
− Сейчас обработка уже идет, - сообщил он. - Химические препараты мы не применяем. В 2021 году их использовали, потому что численность насекомых была столь высокой, что биологические препараты были бы неэффективны. Например, биопрепаратами можно уничтожить до 75 процентов вредителей, а химическими — до 90 процентов. Выбор биопрепаратов обусловлен тем, что они работают очень избирательно, поражая только один конкретный вид и не вредят другим насекомым.
Сегодня в республике стараются не применять химические препараты.
— Это касается защиты лесного фонда, - говорит директор регионального филиала Российского центра защиты леса. - Но муниципалитет, пользователи и собственники земельных участков при соблюдении определенных норм также могут проводить эти обработки. Например, в населенных пунктах нельзя применять химические препараты и использовать применять авиацию, но разрешено применять штангу.
Перед лесозащитой не стоит задача обработать абсолютно все места обитания вредителя, главное - снизить его численность, чтобы дерево не погибло.
− Дерево обладает достаточно большой живучестью, - считает Артур Мифтахов. - Оно обладает возможностью самовосстановления. Дело в том, что гусеница съедает так называемые точки роста, то есть лист, побеги. Молодые листья — это точки роста, это жизненные силы дерева. Ведь что такое лист? Это основа всего живого на нашей планете, потому что именно с помощью листа, с помощью такого уникальнейшего явления, как фотосинтез, происходит образования органики из углекислого газа.
Эксперт сравнивает лист «с удивительной машиной, которая трансформирует солнечную энергию в жизнь».
- Деревья обладают еще и энергетическим полем — это явление изучали в том числе и башкирские лесоводы, - уверяет он. - Считывание этого поля позволяет установить, болеет ли дерево. Лес — это живое существо. Это, как в произведении братьев Стругацких «Солярис», живая система, модель планеты, в которой есть грибы, бактерии, насекомые. Мы, лесники, считаем, что и люди органически связаны с лесом. Защищая лес, мы защищаем себя. Ведь вредитель, съедая большую часть зеленых листьев, лишает эту систему производить питание для себя и других организмов. Во время массового размножения непарный шелкопряд способен полностью уничтожать листья и приводить к гибели деревьев на тысячах гектаров.
Но г-н Мифтахов объясняет, что деревья приспособились выживать.
- Как только выпускается новый листочек, тут же закладываются новые почки и точки роста - те органы, из которых листья будут расти на следующий год, - говорит он. - Большинство пород деревьев, которые произрастают в Башкирии, способны без особого ущерба для себя выпустить вторичную листву. Поэтому лес не умирает.
Но если вдруг вредителей окажется больше, и они повторно съедят листву, лес уже не сможет накопить питательные вещества, и ему будет очень сложно восстановиться.
− В ближайшее время очаги непарного шелкопряда продолжат действовать, - прогнозирует специалист. - Размножение вредителей продолжится и в следующем году. Но в ближайшее время активное питание гусениц прекратится, потому что они уже достигли четвертой и пятой стадии роста. Вскоре гусеницы перестанут есть и начнут превращаться в куколок. А после произойдет еще одна удивительная природная метаморфоза. Волосатая, неприятная внешне гусеница превратится в изящное создание — бабочку. Это тоже естественный природный процесс — и даже достойный восхищения, если забыть о том, что все-таки речь идет о вредителе.