Патриарх из ТоропцаВ мастерской заслуженного...
Патриарх из Торопца
В мастерской заслуженного скульптора РФ Юрия Хмелевского в городе Переславль-Залесском Ярославской области сейчас идет изготовление памятника патриарху Тихону, который будет установлен в Торопце в следующем году к 950-летию первого упоминания Торопца в летописях. Тихон – второй православный патриарх, родившийся на тверской земле (кроме него уроженцем Старицы был и первый русский патриарх Иов, кстати, его памятник тоже изготовил Юрий Хмелевский). Примечательно, что памятник патриарху Тихону установят в саду дома-музея святителя. Необычна и композиция памятника: она изображает Тихона, скромно сидящего на скамье рядом со своим родным домом.
Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился в приходе Воскресенской церкви погоста Клин Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его жены Анны Гавриловны. Позже отца перевели в город Торопец, где Василий в девять лет поступил в духовное училище. По воспоминаниям современников, «с детства Тихон был очень добродушным, кротким и богобоязненным без лукавства и святошества». После окончания духовного училища он поступил и с отличием окончил Псковскую духовную семинарию, после – Санкт-Петербургскую духовную академию, где после сдачи выпускных экзаменов его удостоили степени кандидата богословия.
Тихон с младых лет избрал путь монашества. В 1891 году 26-летний священник получил постриг в монашество, был рукоположен в сан иеромонаха, а уже через год был назначен ректором Казанской и Холмской семинарий. Служебная карьера молодого священнослужителя, отличавшегося исключительным вниманием к своим коллегам, обширными богословскими знаниями, развивалась стремительно. В 1898 году Тихона назначили епископом Алеутским и Аляскинским – теперь он окормлял православную общину в Соединенных Штатах! Там он прослужил восемь лет. По предложению Тихона архиерейскую кафедру перенесли из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и там же при активном участии Тихона был построен первый в Нью-Йорке православный храм – Свято-Николаевский собор на Манхэттене. При нем в Северной Америке были открыты десятки новых храмов, начато строительство первого православного монастыря в Саут-Кейнан (штат Пенсильвания), при котором была устроена школа-приют для сирот. В состав епархии вошли 32 общины, пожелавшие перейти из униатства в православие, за годы служения Тихона в православие пришли около 250 тысяч новых прихожан.
В 1907 году Тихон сам попросил перевести его на службу в Центральную Россию. Его родители тяжело болели, и он хотел служить где-нибудь неподалеку. По его просьбе Тихона перевели сначала в Ярославль, а потом – в Вильненский край. Интересный факт: после известия о переводе Тихона из Ярославля городская Дума почтила его титулом «Почетный гражданин города Ярославля». Святейший Синод разрешил ему принять это звание, отметив, что «случай избрания епископа почетным гражданином города является чуть ли не единственным в истории Русской церкви». Когда началась Первая мировая война, Тихон вместе с клиром был эвакуирован из Вильны в Москву.
К тому времени пастырь стал одним из самых популярных и уважаемых деятелей православной церкви в Российской империи. Тихон пользовался настолько большой популярностью в народе, что к нему, согласно некоторым источникам, приходили для благословения даже католики и староверы. Высочайшим рескриптом от 6 мая 1916 года ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.
После Февральской революции 9 марта 1917 года подписал воззвание Синода, в котором говорилось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути». Новые власти решили реформировать и церковь, ввели выборность епархиальных структур церковного управления. В июне 1917 года Съезд духовенства и мирян Московской епархии избрал архиепископа Тихона правящим архиереем Москвы. Синод постановил ему быть архиепископом московским и коломенским, Свято-Троицкой Сергиевой лавры священно-архимандритом без возведения в сан митрополита до решения этого вопроса собором. Решение Синода утвердило Временное правительство, а в августе 1917 года открылся Всероссийский поместный собор, на котором разгорелась оживленная дискуссия о высшем церковном управлении, при этом против реставрации патриаршества, упраздненного в России Петром I в 1700 году, выступала значительная группа профессоров-богословов. После революции и прихода к власти большевиков в Петрограде прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества. Избрание проводилось в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. После голосования митрополит Московский Тихон находился на третьем месте по числу голосов. 18 ноября 1917 года старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери. Избранником оказался Тихон. 4 декабря Тихон был утвержден в сане патриарха Русской православной церкви.
Тихон принял патриаршеский сан в самое тяжелое время для церкви. Все чаще поступали известия о кровавых расправах надо духовенством, убийствах священников и монахов. По настоянию патриарха Тихона учредили особое поминовение исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру». 19 января 1918 года патриарх Тихон издал свое знаменитое «Воззвание…», в котором призывал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское», — и предавал анафеме гонителей православной церкви. Конкретно, однако, большевики в воззвании не назывались.
Но уже в его обращении к Совету народных комиссаров от 26 октября 1918 года адресат был определен предельно точно: «Все, взявшие меч, мечем погибнут (Мф. 26:52). Это пророчество Спасителя обращаем мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?».
Большевики восприняли это обращение как объявление войны новой власти. 23 февраля 1922 года ВЦИК опубликовал декрет, в котором объявлял о конфискации церковного имущества. Патриарх Тихон назвал изъятия священных сосудов и прочих богослужебных предметов «актом святотатства».
В советской прессе публиковались многочисленные письма от граждан, требовавших сурово покарать Тихона. Процесс, однако, откладывался. 12 апреля 1923 года Политбюро приняло решение: «Поручить Секретариату ЦК вести дело Тихона со всею строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном», что означало указание суду на необходимость вынесения смертного приговора. Тихон был под стражей препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ, где проходили допросы; однако в конце концов его вернули в Донской монастырь, куда должны были прибыть делегаты обновленческого Собора с объявлением о лишении его сана и монашества.
9 декабря 1924 года при попытке разбойного нападения на дом патриарха в Донском монастыре был убит Яков Полозов — весьма близкий патриарху человек, бывший его келейником с 1902 года. Это произвело на Тихона крайне гнетущее впечатление и подорвало его здоровье. Он был помещен в клинику Бакуниных на Остоженке, но продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. За семь лет своего патриаршества Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть служил примерно каждые два-три дня.
В начале 1925 года началась разработка «шпионской организации церковников», которую, по замыслу следствия, возглавлял Тихон; 21 марта 1925 года патриарх был допрошен на Лубянке. 25 марта (7 апреля) 1925 года, в праздник Благовещения, патриарх скончался в возрасте 60 лет — по официальным данным, от сердечной недостаточности, хотя существует версия о его отравлении. За несколько часов до смерти он произнес: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». И только в 1981 году решением Архиерейского собора Русской православной церкви за границей патриарх Тихон был канонизирован в лике исповедника со включением в Собор новомучеников и исповедников российских.
Патриарх был похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора. В начале 1992 года в соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона. Находка была расценена как чудо. 19 февраля 1992 года совершилось обретение святых мощей патриарха Тихона. Мощи открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.