Молодцы в блестящих касках. Как работала первая в...
Молодцы в блестящих касках. Как работала первая в России пожарная команда.
Пожарные носили блестящие бронзовые каски и полукафтаны с погонами.
11 декабря 1802 года по указу императора Александра I в Петербурге была создана первая в России постоянная пожарная команды. Она была сформирована из 786 военных – солдат внутренней стражи. Бравые молодцы носили бронзовые каски, высокие сапоги и портупею с топориком – и выглядели настолько доблестно и величаво, что были примером для подражания среди мужского населения и объектом восхищения среди дам. Пожарные славились не только безупречным внешним видом, но и своим бесстрашием в борьбе с огнем.
Первые пожарные
До 1802 в России тушение пожаров лежало на плечах простого народа. Когда какая-нибудь постройка вспыхивала, дежурные начинали звонить в колокола. Это означало, что люди должны немедленно бросить все свои дела и бежать тушить пожар при помощи подручных средств. Такая борьба с огнем была крайне неэффективной: во-первых, в пожаре погибало много добровольцев, а во-вторых, справиться с пожаром им в большинстве случаев не удавалось.
Ситуация изменилась лишь во времена Александра I. В декабре 1802 император подписал указ о создании в столице постоянной пожарной команды, сформированной из 786 солдат. Для них была организована специальная подготовка, после которой военные должны были стать настоящими профессионалами в пожарном деле. На занятиях солдаты учили Библию и даты восхождения на престол русских царей, маршировали, спускались по веревке с каланчи на скорость, лазили по лестницам с большим количеством ступеней и прыгали с высоких зданий в сетку, растянутую над землей. Кто быстро проходил все задания учебной тревоги и сдавал устный экзамен, считался готовым к работе.
Красивые и смелые
Пожарную команду Петербурга разбили на 11 частей, которые были рассредоточены по городу. В состав команды входили брандмайор, брандмейстеры, мастера, кузнецы, слесари, трубочисты, кучера и больше 500 самих пожарных.
Дозорный следил за ситуацией в городе с пожарной каланчи.
В городе были построены пожарные каланчи: с них дозорные наблюдали за обстановкой. Когда они замечали дым над крышами домов, то сразу же подавали сигнал тревоги, начиная звонить в колокол. На пожар отправлялась вся часть – в расположении не оставалось никого. Пожарные самоотверженно боролись с пламенем. Известны случаи, когда они погибали, спасая других людей из полыхающих домов.
Спасатели способны трезво оценить ситуацию и найти выход.
Подвиг - это работа. Мечтает ли новое поколение о профессии спасателя?Пожарные пользовались большим уважением среди населения, поэтому, когда несколько лет спустя в команду начали принимать обученных добровольцев, в ряды огнеборцев устремились чуть ли не все мужчины Петербурга. Профессия пожарного была очень популярна, несмотря на высокий риск для жизни. Это было связано не только с геройствами огнеборцев, но и с их величественным образом. Пожарные носили сияющие бронзовые каски, высокие сапоги, полукафтаны с погонами, шаровары и портупею с небольшим топориком. У брандмейстера, начальника пожарной команды, каска была золоченой, с армейским гербом, а полукафтан был расписан серебряным шитьем.
Быстро разносившаяся молва о подвигах пожарных и их внешний вид вместе делали свое дело: многие девушки влюблялись в бравых молодцев в сверкающих касках, а мужчины в свою очередь торопились пройти обучение и пополнить ряды огнеборцев. Пожарные работали настолько слаженно, что вскоре петербургская команда стала считаться одной из лучших в Европе.
Жизнь по расписанию
За безупречным внешним видом и спасением людей из огня скрывалась и обратная сторона медали. В свободное от тушения пожаров время жизнь огнеборцев была довольно неинтересной, а, главное, тяжелой.
Жили пожарные в казармах, отлучаться из которых могли исключительно по заданиям брандмейстера. Времени на личные нужды отводилось только три часа в неделю: огнеборцы едва успевали сходить в баню и вернуться обратно в часть. Выходных практически не было. Пожарный отдыхал только один день в месяц, но и он мог не состояться, если огнеборец провинится или некачественно выполнит поручение начальства.
За все время со дня основания Петербург ни разу не сгорел дотла.
Каждый день в казармах, как и во всех военных частях, проходил по строгому расписанию. В пять часов утра – подъем, утренняя молитва. Затем – работа в конюшнях. Пожарные подметали территорию, чистили загоны, кормили лошадей, и лишь после этого могли позавтракать сами. Потом огнеборцы разъезжались по городу, выполняя поручения брандмейстера. В круг их обязанностей входили подметание улиц, отлов бродячих собак и даже перевозка трупов в морги. Вечером пожарные возвращались в часть, молились и ложились спать. В кровать они отправлялись прямо в сапогах: чтобы быстрее собраться, если ночью их разбудит сигнал пожарной тревоги.
Сейчас такие правила могут показаться слишком суровыми, но в те времена они давали результат: в отличие от многих других российских городов, Петербург ни разу не сгорал дотла и негласно считался самым безопасным в России.