82-летнего пермского писателя судили за дискредитацию ВС РФ после доноса 19-летнего парня. Через три месяца дело закрыли
Рассказываем, как началась и развивалась история
В Перми с мая рассматривали дело самого пожилого «дискредитанта» российской армии — 82-летнего Александра Никонова, на которого донес в полицию 19-летний парень. Молодой человек встретился с пенсионером в парке им. Миндовского, когда второй продавал свои книги. У мужчин завязался разговор об СВО и старший собеседник предупредил юного, что на СВО, на которую он собирается, «его могут убить». После разговора парень написал заявление в полицию на пенсионера. На днях дело, рассматривавшееся несколько месяцев, закрыли.
16 мая в саду им. Миндовского 82-летний Александр Никонов продавал свои книги и завел разговор с молодым человеком. По словам адвоката Артема Файзуллина, который впоследствии защищал интересы пенсионера, парню 19 лет, его зовут Глеб Сахаров.
— В общении Александр Петрович, в частности, высказал свое отношение к СВО, а когда собеседник заявил о своем желании тоже в ней поучаствовать, предупредил, что его там могут убить. Кроме того, пенсионер предложил Сахарову «послушать оппозиционеров, которые говорят правду про Россию». Были и более резкие выражения, приводить которые я здесь не буду, чтобы это цитирование тоже не было расценено дискредитацией ребятами в погонах, бдительно вычитывающими мой канал. Оскорбленный в лучших чувствах однофамилец великого ученого и правозащитника, уходя, пообещал Александру Петровичу кучу неприятностей, которые не заставили себя долго ждать, — рассказал в своем телеграм-канале правозащитник.
После угроз за Александром Никоновым приехала полиция и увезла его в Индустриальный отдел. На пенсионера составили протокол по статье «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ».
За защиту Никонова взялся Артем Файзуллин. Юрист считает, что статья, вмененная пенсионеру, предусматривает публичные действия, но беседа, из-за которой случился донос, была частной. По словам правозащитника, этого не отрицал и 19-летний Сахаров, но заявлял, что автор предлагал отдыхающим в парке купить у него книги. Артем Файзуллин считает, что в этом сложно усмотреть публичность, к тому же книги были написаны с 2015 по 2020 год.
Ранее в СМИ сообщалось, что писатель предлагал собеседнику почитать свою книгу «Российская империя 1900–2020 гг.», чтобы узнать больше о фашизме.
— Первым доводом являлось то, что статья кодекса карает за публичные действия, направленные на дискредитацию ВС РФ, тогда как общение Никонова с доносчиком Сахаровым представляло собой диалог, разговор один на один, и, таким образом, публичными действиями являться не может. Второе возражение против привлечения Александра Петровича к ответственности заключалось в том, что сотрудница полиции, оформив первоначальный протокол, потом внесла в него дополнение, не оповестив об этом Никонова, что строго запрещено законом. Чтобы «отмазаться», участковая, составлявшая протокол, написала пару справок о том, что звонила привлекаемому к ответственности лицу, и даже приложила к материалам скриншот эсэмэски, которой вызывала его в полицию для присутствия при внесении изменений в протокол. Да вот беда — это, согласно судебной практике, не считается надлежащим уведомлением, — поделился итогами рассмотрения дела Артем Файзуллин. — Что уж из этого сработало — пока неясно, текста постановления у нас на руках еще нет. Однако дело в отношении Никонова прекращено. Александр Петрович остается самым старым человеком в России, в отношении которого составлен «дискредитирующий» протокол, но не стал самым пожилым наказанным по этой статье.
Александр Никонов — не единственный пенсионер, которого судили за дискредитацию армии. На пикеты к правительству с требованием завершить СВО систематически выходил 77-летний Виктор Гилин. Сначала пенсионера осудили, потом оправдали, и он снова вышел на пикет.