Здравия желаем добрым людям! Заходим порой в потешную избу, рекомую "подслушано в Ивантеевке" дабы поглядеть, как живёт ныне простой рассейский народ, какие у него радости и скорби. И видим немало тягот и челобитных жалоб. Пишут праведные жены про несносное поведение некоторых детишек, про то, что где-то кто-то по ночам зело громко шумит шарманкой в своей самоходной колеснице, да про прочии безобразия и нестроения.
Задумались мы крепко , как сии скорби можно разрешить. И есть ли в сем действительная нужда.
Простой человек сегодня сыт, накормлен и зело хорошо охраняем от лихих людей государевыми слугами. А от ворога да супостата заморского защищена надёжно Рассея мудростию и талантами государя нашего, Володимира Володимировича. И ратными трудами его верной дружины.
Но другая беда у простонародья. Не желает простой человек себя обеспечивать самостоятельными трудами на своей земле. Образование ему подавай высокое , да работку в теплой избе. Горд стал, своенравен. Взыскует себе достатка и почёта, а обретает срамоту, нужды и души беспокойство.
Земли на Руси много, но зарастает она ныне тернием и пустует. На много верст разрослась сия пустыня. Не милы стали простому человеку телесные труды и воля вольная. Не хочет он своим потом поливать землю, да скотинку свою держать, подавай ему неволю и наёмную работенку за полтинник рублей, а то и меньше. И бежит такой человек из деревень и сёл своих в великий стольный град Москву. И один из городишек, что у него на пути встречаются, есть наша Ивантеевка пушкинского городского округа. И на головах друг у друга тута сидит. И это ещё не вся беда. Прибегает он в наши места, а тут ещё и люд южный, нехристианский, города рассейские такомже облюбовал и такомже в них селится. Ибо слава государя нашего велика, воды наши сладки, девки красны и хлеба у нас запасено вперед на три зимы. И сидит русский человек на голове у татарина, а близ них измаильтянин на эфиопе. И от сего перенаселения и столпотворения по нашему разумению и проистекает большинство тягот простонародью. Выйдет человек на невольничий рынок искать себе работку, а тамо соперники. Еще за работку потягаться надо, а чуть чего - уволят. Боярин же, да купец, да государев приказчик от сего столпотворения имеют возможность хорошо и безбедно жить. И преизбытком людишек охотно пользуются. Простому человеку, значит, беда, а знатному мать родна... Государь супротив боярского произвола бессилен, ибо занят бранью с ворогами русской державы.
Сами люди себе все беды сотворяют, вот и весь сказ. Глупостию своей, привычкою к холопскому житию и малодушием. Тьму мира сего возлюбили, ею и наказываются. А потому нет челобитным ни веры, ни снисхождения.