Интересная деталь
Давид Микеланджело считается одной из самых известных статуй в мире, на которую смотрели миллионы глаз на протяжении веков. И все же только недавно американский врач обнаружил деталь, отмеченную скульптором, которая оставалась без внимания более 500 лет.
В подавляющем большинстве скульптур и в повседневной жизни обычных людей яремная вена, идущая от верхней части туловища через шею, не видна. Однако в шедевре эпохи Возрождения сосуд явно «набух» и выпирает над ключицей Давида, как это происходит с любым здоровым человеком, испытывающим напряжение от встречи с потенциально смертельным противником — в данном случае с Голиафом.
Расширение яремной вены также может происходить при таких заболеваниях, как «повышенное внутрисердечное давление и сердечная дисфункция», отметил доктор Дэниел Гельфман. Но Давид молод и в отличной физической форме. Поэтому здесь совершенно другой контекст — состояние временного возбуждения, вызванного готовностью Давида к битве с гигантом.
«Микеланджело, как и некоторые его современники, прошел уроки анатомии», — написал Гельфман в своей статье, опубликованной в журнале JAMA Cardiology. «Я думаю, что Микеланджело, скорее всего, замечал временное набухание яремной вены у людей, которые были чем-то взволнованы», — добавил доктор.
Но самое интересное то, что художник обратил внимание на этот эффект за сто лет до его открытия. «Когда в 1504 году был создан Давид, [анатом и врач] Уильям Харви еще не описал истинную механику системы кровообращения. Это произошло лишь в 1628 году», — отметил Гельфман.
Но наблюдательных способностей Микеланджело было достаточно, чтобы увидеть изменения в поведении вены. Фактически, эта анатомическая деталь снова появляется в его скульптуре Моисея на могиле папы Юлия II в Риме. По словам Гельфмана, большинство также «согласились бы, что сидящий Моисей тоже находится в возбужденном состоянии». А вот яремная вена недавно умершего Иисуса, лежащего на коленях его матери в пьете, созданной Микеланджело, наоборот, не видна, что опять же, анатомически правильно в этом контексте.
«В скульптуре можно показать только один миг. И в случае взволнованного, напуганного Давида или взволнованного Моисея, Микеланджело наверняка хотел выразить это наблюдение в своей работе. Я поражен его способностью распознать эффект и отразить его в произведениях, когда о физиологии сердечно-сосудистой системы было так мало информации», — написал Гельфман. «Интересно, что даже сегодня этот феномен не описывается в обычных учебниках по кардиологии», — заключил он.