ДАТЬ СЕБЕ СОЗРЕТЬ ⠀ Сегодня в важном разговоре...
ДАТЬ СЕБЕ СОЗРЕТЬ
⠀
Сегодня в важном разговоре всплыла тема о том, что всему свое время. В XXI веке мир устроен так, что он нас постоянно торопит и не дает нам созреть. На самом деле общество потребления никому и ничему не дает созреть. Помидоры срывают и укладывают в ящики еще зелеными, и они дозревают в пути. Авокадо в магазинах часто похоже на камень, потому что так проще перевозить. То же происходит с людьми, которые не успевают созреть и сформироваться.
⠀
И точно так же мы часто относится к себе и своим детям. Как только ребенок берет в руки краски, мы вешаем на него ярлык художника. Как только начинает проявлять какие-то другие таланты, мы сразу же, не давая ему разобраться, спешим их развивать. Развивать что-то незрелое, первое попавшееся. Забыть о процессе ради результатов.
⠀
От себя мы ждем, что мы должны срочно определиться с тем, что хотим делать в жизни и приступить к этому немедленно, потому что нам уже много лет и другие давно уже определились, а вот мы... Мы поступаем в ВУЗы в 16 лет, когда еще нет никакого понимания о нужной профессии. Мы выходим на работу, ничего еще не зная, и дозреваем в пути. Мы рожаем детей не потому, что пришло наше личное время, а потому, что время «поджимает» и уже пора. Жизнь в ощущении постоянной нехватки времени на осознание себя становится вариантом нормы.
⠀
Я часто встречаю родителей, которые «подгоняют» своих детей в развитии. Я постоянно встречаю взрослых людей, которые подгоняют себя и не дают себе созреть. Только находят в себе ростки хобби, и сразу стараются сделать из него профессию. Но поскольку хобби еще не настолько сильно и стабильно, они разочаровываются. Начинают делать что-то хорошее и пытаются сразу поставить это на коммерческую основу, чем убивают весь интерес.
⠀
Не поймите меня неправильно. Коммерческая основа — это не плохо, если она возникает вовремя. Но часто люди поступают с собой так, как если бы они были проросшими желудями и говорили, что они дубы. Проросший желудь — это маленький дуб. И через какое-то время он может стать большим деревом, которое проживет сто лет. На это дерево можно будет опереться. Под ним можно будет спрятаться. Но пока это всего лишь проросший желудь, на него нельзя опереться, и его самого надо прятать от грозы или сильного ветра. И если начать давать ему нагрузку, он просто погибнет.
⠀
Наши внутренние идеи, мечты, увлечения часто похожи на маленькие ростки, которые надо оберегать. Относиться к себе, как к ребенку. В детях есть потенциал, и однажды они вырастут. Но пока они растут, мы даем им время. Доказано, что дети, которым дали «отгулять» свое детство полностью, потом более счастливы и успешны во взрослом возрасте. А дети, которых понукали и торопили, в какой-то части души не успели созреть, и всегда стараются к этому вернуться.
⠀
Я не знаю никого, кто бы не нашел свое место в жизни, дав себе достаточно времени. Если перестать стоять над собой с секундомером, калькулятором и линейкой, то гораздо проще найти себя. Можно ждать, пробовать, смотреть, наслаждаться процессом. Переделывать и пробовать новое, ни к чему себя не обязывая. Пусть на это понадобится год или два. Но после вы сможете точно сказать, что вам нравится. А торопить себя можно десятилетиями и никуда не добраться.
⠀
Так что я желаю всем набираться терпения и дать созреть своим хобби, творчеству, идеям, мечтам, планам, проектам. Дать созреть своей личности и создать для этого принимающие комфортные условия. И тогда результат будет прекрасен, но не менее прекрасен будет процесс. А жизнь — это как раз процесс, который может давать удовольствие каждую минуту, если дать себе созреть.
⠀
Аглая Датешидзе
О МАЗОХИЗМЕ, ЖЕРТВЕННОСТИ И ПОДАВЛЕННОЙ АГРЕСИИ В 2014...
О МАЗОХИЗМЕ, ЖЕРТВЕННОСТИ И ПОДАВЛЕННОЙ АГРЕСИИ
В 2014 г. вышла книга Ирины Млодик, описывающая – и с художественной, и с научной точки зрения – такой психологический феномен, как мазохизм. В книгу под названием "Девочка на шаре. Когда страдание становится образом жизни" вошли роман и статья, отражающая взгляд психотерапевта и описание природы формирования мазохистической структуры психики (или отдельно мазохистических черт характера, присущих в том числе людям других психических структур). Книга может быть полезна и читателям, далеким от психологии, но вместе с тем интересующимся поведением людей и формами взаимоотношений между ними. Я же приведу несколько абзацев и цитат из весьма полезной на мой взгляд Ириной статьи "Мазохизм как способ выжить, или обогревая вселенную. Взгляд психотерапевта":
С точки зрения психологии мазохист – это человек, чьи желания и потребности с детства попираются, в результате чего он перестает ощущать свою человеческую ценность. Привыкший страдать ради других, но с гордостью выносящий порой невозможные для личностной природы лишения, такой человек имеет весьма сложные модели отношений к самому себе и миру, что всегда оканчивается для него различного рода последствиями, такими как психосоматические проблемы, сложности в построении здоровых социальных связей, вплоть до ранней смерти.
Мазохистические особенности характера проявляются в:
1. Привычке терпеть и страдать. "Когда-то ребенок пришел в этот мир с желанием быть замеченным, признанным, принятым, с надеждой и намерением проявлять в этом мире свою волю и свои желания. Если такой ребенок появляется в семейной системе, где родители (или один из них) не готовы к тому, чтобы растить живое существо, обладающее своими предпочтениями, мотивами, чувствами, желаниями, то они могут например сделать все, чтобы ребенок перестал проявлять признаки "жизни". Не убить, конечно, но вытравить в нем желания, проявления, волеизъявления. Ребенок в таком случае становится минимально живым, максимально управляемым, функциональным, ничего не требует, не хочет, делает что говорят, не возражает, не имеет собственного мнения и ощущения самоценности".
Именно для того, чтобы получить любовь и признание, мазохист бессознательно выбирает терпеть и страдать, ведь именно это ему транслировали родители: "Ты со своими проявлениями жизни (голодом, желаниями, капризами, чувствами) нам неудобен. Вот когда ты научишься вместо того, чтобы хотеть что-то для себя, жить для других (прежде всего для нас), тогда и приходи, будем тебя любить". Поскольку без любви или хотя бы надежды на любовь ни одному ребенку не вырасти, то ничего не остается, как приспособиться сначала к родителю, а потом и ко всему остальному миру самоотверженным служением другим и отречением от себя, самолишением.
И поскольку лишения и страдания становятся важной ценностью, мазохист уверен, что и все вокруг должны жить в соответствие с этой ценностью. И только те, кто также терпит или страдает, будут ими признаны. Ко всем же остальным, "имеющим наглость" заботиться о своих потребностях и интересах, мазохист будет относиться неприязненно или агрессивно, не проявляя впрочем этих чувств явно".
2. Поскольку в детстве его агрессия была подавлена и теперь имеет особенные формы, а именно манипулятивные и пассивно-агрессивные формы агрессии... Типичный мазохист часто выглядит милейшим или тишайшим человеком. Он не злится напрямую, не просит, не требует, открыто не возмущается и не предъявляет претензий. А потому вы чаще всего и знать не будете, что не так: от чего он страдает, чем обижен, чего ему недостает. Он будет терпеть. Вы же должны были "догадаться", а раз не догадались, то это нехорошо с вашей стороны... Накопившийся дискомфорт отстаивается у мазохиста внутри, не находит выхода и все равно превращается в агрессию. Но в детстве ответная агрессия была либо строжайше запрещена, ("Как, ты еще кричишь на мать?!"), либо опасна – садистически настроенный отец мог видеть в агрессии акт непослушания и нападал на ребенка до полного истребления любой реакции, кроме покорности. К тому же прямая агрессия мешает выполнению замысла – стать "выше" своих мучителей. Ужас и мучения, которые доставляли ему "внешние" садисты, мешают ему легализовать садиста в себе – слишком страшно. Поэтому "мучитель" прячется и мимикрирует.
В результате агрессия из прямых форм переходит в непрямые, манипулятивные, по сути своей садистические. И в их разнообразии мазохисту нет равных.
Пассивное обвинение.
Поскольку он всего себя посвящает служению другим людям (например, своим детям), то ждет и обратного служения. По сути, он ждет того, что чужая жизнь пойдет в уплату за его жизнь, когда-то на других людей "потраченную".И, не обнаруживая признаков такого служения или считая их недостаточными, он обижается, страдает , явно или неявно обвиняя в своих страданиях окружающих. Поле бесконечной и часто трудно формулируемой вины – вот в чем вынуждены жить его близкие. Делать всех вокруг виноватыми за то, что они просто живут и чего-то хотят или, наоборот, активно не хотят, – это пассивно-агрессивный ответ, часто даже не на то, что происходит в семье или окружении мазохиста сейчас, а на его несчастное прошлое.
Пассивное ожидание.
Поскольку мазохист выдрессирован на то, чтобы понимать, предугадывать и исполнять желания других, он подсознательно ждет от других людей того же... как доказательства любви и хорошего отношения к нему. "Я что, еще просить должен?" – часто возмущается мазохист, уверенный в том, что прямая просьба – неслыханная наглость, за которую накажут или отвергнут. Но если другие люди имеют наглость чего-то хотеть и открыто об этом заявляют, то это рождает в мазохисте целую бурю чувств: зависть, злость, желание нив коем случае не дать, осудить, наказать. Сделать по отношению к ним все то же, что когда-то делали с ним самим.
Пассивное наказание.
Если вы недостаточно отказываетесь от своей жизни ради вашего близкого-мазохиста, если вы имеете наглость хотеть чего-то, чего он не хочет, то вас накажут... но так, что вы не сразу поймете, что происходит, но неприятных ощущений, боли и страданий при этом у вас будет вдоволь. Способы пассивного наказания разнообразны: с вами перестанут разговаривать, станут холодны, рядом с вами неделями будут жить с видом незаслуженного страдания, вас покинут, лишат чего-то важного для вас (тепла, контакта, внимания, участия), вам всем видом будут демонстрировать, что в ухудшении их настроения или здоровья виноваты именно вы.
Пассивное лишение.
Мазохист никогда напрямую не скажет: "Мне нужна помощь". И не спросит: "Могу ли я чем-то помочь?". Он сделает все сам, хотя часто его участие и не требовалось или даже отчаянно мешало. Он сделает все, даже то, о чем никто не просил, и обязательно скажет: "Разве вы не видите, как мне тяжело?" Или бросит "в воздух" фразы: "Еле дотащила эти тяжелые сумки!", "Конечно, разве кто-нибудь догадается помочь!", "Никому нет дела, будто мне одной это надо!"...Иными словами, он не даст вам шансов проявить заботу и любовь о нем, а потом сам же будет обижаться за недополученное. Он лишит вас возможности видеть его довольным, благополучным, здоровым, счастливым. Рядом с ним вы не сможете ощутить себя заботливым, участливым, "хорошим".
Пассивное саморазрушение.
Если у мазохиста нет возможностей обвинять или наказывать, вся та злость, которая неизбежно возникает у любого человека в течение жизни от того, что он не жил так, как хотел, что не позволял себе того, что для него по-настоящему важно, вся эта злость заворачивается внутрь, приводя человека к саморазрушению. Способов самодеструктивного поведения множество, мазохисты "выбирают" тот, который соответствует их модели, – они будут страдать. Для этого можно "обзавестись" тяжелым, даже неизлечимым заболеванием, можно регулярно попадать в передряги и аварии, убивать себя алкоголем и другими зависимостями. Ранняя форма аутоагрессии – полное саморазрушение и самонаказание – ранняя смерть.
Необъявленный выход из отношений.
Сочетание небесконечного – даже у мазохиста – терпения и его неспособности вносить в контакт собственные желания, говорить о том, что не нравится, конфронтировать, отстаивать свое, обсуждать, приходить к соглашению приводят к тому, что, уставая от подавления собственного недовольства и многочисленных обид, мазохист в какой-то момент внезапно выходит из отношений – без объяснений и предоставления другой стороне возможности понять, что же случилось, что было не так, что можно скорректировать в своем поведении или отношении. Часто за этим лежит злость на несбывшееся ожидание того, что другой будет возвращать "добро" посвящением себя, на которое в свое время пошел мазохист.
3. Провокация чужой агрессии.
Мазохистка (а чаще всего это именно женщина), будучи воспитана садистическим родителем, даже вырастая, бессознательно (или осознанно) стремится к тому, чтобы воссоздать подобную модель в любых близких отношениях. Поэтому она либо выбирает мужчин, склонных к проявлениям садизма, либо возбуждает в мужчине, с которым живет, садистическую часть. Ее жертвенная позиция провоцирует агрессию у рядом живущих, потому что:
• Она не проявляет свою агрессию прямо, скорее вбрасывает ее в поле семьи в виде недовольства, молчаливых обид, висящего напряжения, игнорирования, тихого страдания с укором;
• Она не принимает помощь и заботу, отвергая теплые чувства и проявления заботы окружающих;
• Она всегда якобы лучше знает, что хорошо другим;
• Ей важно воспроизводить свою детскую модель страдания и лишения, и потому предложения как-то "решить вопрос", облегчить жизнь, изменить хоть что-то наталкиваются на её "да, но..." – у нее всегда найдутся аргументы в пользу того, что продолжить страдать совершенно необходимо, ибо другого пути нет.
• Она не умеет говорить "нет", "стоп" и потому разрешает живущим рядом с ней бесконечно ходить по ее территории, нарушать ее границы, попирать ее человеческое достоинство, использовать ее желание служить...
4. Отказ от себя и упоенное служение другим. Незаменимость, нужность, служение с полной отдачей – вот хоть какая-то гарантия того, что неявно, подпольно любовь и забота все же просочатся к нему вместе с ощущением безоговорочной "хорошести", если не "святости".
Трагедия мазохиста – потерянные желание и воля. Нерожденная собственная жизнь. Единственное разрешенное удовольствие – мера вынесенного страдания.
Основные иллюзии мазохиста – что он не агрессивен и никому зла не желает, хотя его манипулятивная злость калечит сильнее, чем явно предъявленная. Он полагает, что раз он служит другим, а не себе, то он хороший и нужный и его никогда не покинут... Что если сейчас он живет в нужде и лишениях, то потом он каким-то волшебным образом станет богатым. Что однажды кто-то все же придет и воздаст по заслугам и свершится великая справедливость, как в русских сказках: злых и жадных героев настигнет возмездие, а щедрые и неимущие будут вознаграждены.
Иллюзии в мазохисте умирают последними. Они гораздо более живучи, чем сами мазохисты, ведь в мифах и сказках иллюзии о воздаянии за страдания живут века...
Больше контента в нашей телегеПереходи в источник 🔥🔥🔥
Больше контента в нашей телеге
Переходи в источник 🔥🔥🔥
Кто потерял карту?Верну при предъявлении паспорта
Кто потерял карту?
Верну при предъявлении паспорта