28 августа православные отмечают великий праздник -
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
О смысле праздника, о Божией Матери, о посмертных мытарствах и итоге нашей жизни - вот темы для молитвенного (непразднословного) размышления в этот день.
Корреспондент "Российской газеты" Мария Городова делится с нами такими размышлениями:
На первый взгляд радоваться дню кончины, даже если она торжественно называется "Успение", это перебор… Похоже на насилие над естественными чувствами, а ответ: "Смерть - это рождение в вечность" кажется натяжкой. Ведь опыт учит: любое столкновение с беспощадной необратимостью смерти сопровождается болью, страхом, тоской, опустошенностью, горем.
И Церковь не отрицает право человека на эти чувства. Достаточно сказать, что Иисус плакал у гроба любимого друга Лазаря. Зная, что воскресит Лазаря, Спаситель, как пишет евангелист Иоанн, "прослезился". Почему? Потому что гибель живого - извращение Божьего замысла о человеке: Бог смерти не сотворил, и тление того, что призвано жить, творить, любить, противоестественно, наша душа безошибочно верно реагирует тоской и трепетом на приближение леденящего холода лезвия, безвозвратно рассекающего мир на "здесь" и "там".
Считая день смерти праздником - а это касается не только Успения Пресвятой Богородицы, но и дней памяти святых, которых мы вспоминаем не по их дням рождения, а по дням их ухода, - христианство ни в коем случае не идеализирует смерть. Оно против ее облегченного, инфантильного понимания: "там лучший из миров". Перешел роковую черту, и все, праздник - избавился уж если и не от мук и страданий, то от проблем. Нет! Это губительная ложь, активно навязываемая нам, и особенно молодежи, в том числе культом смерти, культом ее бездарной атрибутики. Ложь, стирающая естественный барьер страха живого перед мертвечиной. И тут Церковь категорична.
Церковь честно доносит до нас факт воистину поразительный. Вдумайтесь: чувствуя приближение кончины, святая Богородица молится о том, чтобы непреткновенно, то есть беспрепятственно, пройти посмертные мытарства.
Что есть мытарства? Испытание нашей бессмертной души, отделившейся от тела и в сопровождении ангелов восходящей к Богу. Частный суд над человеком, подведение итогов земной жизни при участии ангелов и падших духов, которые тут орудия Божьего правосудия.
Посмертные мытарства образно сравнивают с таможенными постами, где душу встречают падшие духи, ее истязатели, мытари, старающиеся найти в душе сродство со своею греховностью, обнаружить гнездящиеся в ней страсти, обличить душу в содеянных грехах и затем низвести ее в ад.
На мытарствах наши грехи признаются заглаженными, если мы успели или в них покаяться, или совершить противоположные добрые дела. Главный экзамен жизни. И без права пересдачи. Выходит, смерть - последний момент самоопределения личности, итог, когда важно, что ты успел накопить.
Богородица осознает мучительную трудность, опасность последнего пути! И просит Господа о помощи. Вот это стоит запомнить всем, кто по легкомыслию считает переход из мира нашего в мир оный чем-то вроде перезагрузки: миг, и ты избавлен от вирусов, болезненных зависаний, сбоев в программе несовершенной действительности. Если бы!
Молитва Пресвятой Богородицы получает ответ. "Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами, - читаем у профессора богословия Скабаллановича.
Перейдя в мир иной, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, она усыновила всех нас - объяв всех, даже отъявленных грешников, Своею Любовью как Покровом. Отныне Она стала Матерью всем нам, нашей Милостивой Спасительницей и Заступницей. "Теплой Заступницей мира холодного" называл Богородицу Михаил Лермонтов, и эту материнскую любовь и теплоту может почувствовать каждый, с верой и молитвой обратившийся к Ее Пресвятой Милости.