Страницы истории 25 октября 1883 года родился...
Страницы истории
25 октября 1883 года родился Александр Егоров (расстрелян в 1939), один из первых Маршалов Советского Союза.
С июня 1931 по сентябрь 1935 — начальник Штаба РККА. С сентября 1935 по май 1937 — начальник Генерального Штаба РККА.
В феврале 1934 года на XVII съезде ВКП(б)избран кандидатом в члены ЦК ВКП(б). В 1935 году приказом Наркома обороны СССР Ворошилова в честь Егорова была названа 37-я Новочеркасская стрелковая дивизия.
С 11 мая 1937 года — 1-й заместитель Наркома обороны СССР.
12 декабря 1937 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Смоленской области.
В период сталинских репрессий в РККА Егоров оказался в опале. Сталин, прежде характеризовавший Егорова как «выдающегося полководца и одного из организаторов побед», лично подверг маршала критике:
Известно, что у нас пять Маршалов Советского Союза. Из них меньше всего заслуживал этого звания Егоров, я не говорю уже о Тухачевском… Егоров — выходец из офицерской семьи, в прошлом полковник — он пришёл к нам из другого лагеря и относительно к перечисленным товарищам меньше имел право к тому, чтобы ему было присвоено звание маршала, тем не менее за его заслуги в гражданской войне мы это звание присвоили…
— Из речи Сталина 22.01.1938
В январе 1938 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) Егоров был снят с должности 1-го заместителя Наркома обороны СССР и назначен «в качестве последнего испытания» на должность командующего войсками Закавказского военного округа.
Первый заместитель народного комиссара обороны СССР т. Егоров А. И. в период его работы на посту начальника штаба РККА работал крайне неудовлетворительно, работу Генерального Штаба развалил, передоверив её матёрым шпионам польской, немецкой и итальянской разведок Левичеву и Меженинову.
— Из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «о т. Егорове», 25.01.1938.
Опросом членов ЦК ВКП(б) 28 февраля — 2 марта 1938 года Егоров был выведен из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б).
8 февраля 1938 года была арестована его вторая жена Галина Цешковская. 27 марта арестован и сам Егоров, хотя ордер на его арест датирован месяцем позже.
«26 июля нарком НКВД Ежов представил на утверждение Сталина список лиц, подлежащих расстрелу, в котором было 139 фамилий. Сталин вычеркнул из списка фамилию Егорова и наложил резолюцию: „За расстрел всех 138 человек“. Егоров, благодаря вмешательству Сталина, прожил ещё полгода».
22 февраля 1939 года в составе членов Военной коллегией Верховного Суда СССР Ульриха, Дмитриева и Климина по обвинению в шпионаже и принадлежности к военному заговору приговорён к расстрелу. Расстрелян 23 февраля 1939 года, в День Красной Армии и Флота. Кремирован на Новом Донском кладбище. Посмертно реабилитирован 14 марта 1956 года.
Л. Д. Троцкий дал свою оценку масштабам репрессий. В частности, 13 марта 1939 г. он писал:
«Сталин истребил цвет командного состава, расстрелял, сместил, сослал около 30 000 офицеров».
Во время обсуждения планируемого нападения на СССР, часть генералов пытались убедить фюрера, что ввязываться в войну с русскими преждевременно. Ответ Гитлера был следующий:
80 % командных кадров Красной армии уничтожены. Красная армия обезглавлена, ослаблена как никогда, это главный фактор моего решения. Нужно воевать пока кадры не выросли вновь.
В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза А. И. Ерёменко так охарактеризовал репрессии в РККА:
Товарищ Сталин значительно повинен в истреблении военных кадров перед войной, что отразилось на боеспособности армии.
Мнение генерала армии А. В. Горбатова:
Считалось, что противник продвигается столь быстро из-за внезапности его нападения и потому, что Германия поставила себе на службу промышленность чуть ли не всей Европы. Конечно, это было так. Но меня до пота прошибли мои прежние опасения: как же мы будем воевать, лишившись стольких опытных командиров ещё до войны? Это, несомненно, была, по меньшей мере, одна из главных причин наших неудач, хотя о ней не говорили или представляли дело так, будто 1937—1938 годы, очистив армию от «изменников», увеличили её мощь.
Маршал Советского Союза А. М. Василевский полагал, что репрессии 1937 года сыграли значительную роль в истории СССР:
Без тридцать седьмого года, возможно, не было бы вообще войны в сорок первом году. В том, что Гитлер решился начать войну в сорок первом году, большую роль сыграла оценка той степени разгрома военных кадров, который у нас произошёл.