Как вытащить стрелу из лица, если ты хирург 15 века В...
Как вытащить стрелу из лица, если ты хирург 15 века
В начале 15 века английский хирург Джон Брэдмор провел одну из первых известных в истории челюстно-лицевых операций. Он достал стрелу из покалеченного лица 16-летнего принца Уэльского.
21 июля 1403 года войска короля Генриха IV разбили мятежников Генри Перси в битве близ города Шрусбери ценой тяжелого ранения наследника престола. 16-летний Генрих Монмут, принц Уэльский, возглавлял левый фланг королевской армии.
Лучники повстанцев засыпали противников стрелами. По словам хрониста Томаса Уолсингема, солдаты короля «падали, как листья после первых осенних заморозков». В пылу боя молодой принц повел свой отряд на вражеских лучников. Он открыл забрало шлема, чтоб отдать приказ, и вражеская стрела впилась в щеку под левым глазом. По свидетельству Тито Ливио Фруловиси, биографа Генриха, принц продолжил атаку с восклицанием, что хочет «вдохновить воинов не словом, а делом».
Одержав победу, король велел доставить раненого сына в ближайший замок Кенилворт для лечения. Рана Генриха была потенциально смертельной: стрела попала под углом в левую щеку, пробила скулу и застряла в кости задней части носа у шейных позвонков. Если бы острие углубилось еще на 3 сантиметра, история не знала бы победителя при Азенкуре, а Шекспир не написал бы пьесу «Генрих V».
После нескольких неудачных попыток вытащить наконечник стрелы «зельем и другими методами», которые только умножали страдания парня, Генрих IV обратился за помощью к Джону Брэдмору. Тот был опытным хирургом, но подрабатывал изготовлением украшений и фальшивомонетничеством, из-за чего имел проблемы с законом.
Чтобы достать острие, лондонский врач создал уникальные щипцы — «экстрактор Брэдмора». Он состоял из тонких концов, которые общей шириной не превышали втулку наконечника стрелы, и винтового механизма, который проходил через их центр и позволял зафиксировать наконечник перед извлечением.
«Сначала я сделал маленькие зонды из сердцевины бузины, хорошо высушенной и обернутой чистой тканью. Эти зонды были пропитаны медом розы. После этого я сделал более крупные и длинные зонды и продолжал увеличивать эти зонды до тех пор, пока не получил желаемую ширину и глубину раны», — писал Брэдмор в своем трактате.
Наконец хирург ввел щипцы во втулку стрелы: «Перемещая их туда-сюда, понемногу (с помощью Господа) я вытащил наконечник. Джентльмены и слуги вышеупомянутого принца стояли рядом и все благодарили Господа».
Операция проходила без обезболивания. Чтобы рана не нагнаивалась, Брэдмор залил ее белым вином и закрыл пропитанными медом тампонами. Через 20 дней принц Генрих начал поправляться.
Итак, Джон Брэдмор выполнил одну из первых в истории полностью успешных челюстно-лицевых операций. Рана Генриха зажила, но шрам остался на всю жизнь. Брэдмор стал придворным королевским врачом. Принц дополнительно назначил ему пенсию 10 марок в год.
Жрица Амон-РаГробницу с мумией великой жрицы храма...
Жрица Амон-Ра
Гробницу с мумией великой жрицы храма Амона-Ра из Стовратных Фив нашли в 1902 году при раскопках пирамиды пятеро арабов. Саркофаг с мумией купили у них четверо англичан — члены археологической экспедиции. Арабы затеяли между собой из-за полученных денег ссору, которая закончилась дракой и поножовщиной. Все они умерли в результате полученных друг от друга ран. Это были первые пять жертв.
Ученый, перевозивший мумию в Каир, оцарапал себе палец о саркофаг, в результате чего получил заражение крови. Хирургам пришлось срочно ампутировать руку, чтобы спасти ему жизнь. Его помощник, занимавшийся отправкой мумии в Лондон, вскоре застрелился. Третий участник археологической экспедиции умер от лихорадки. Четвертый был раздавлен на улице тяжелой телегой ломового извозчика…
Первый фотограф, которому египетские власти поручили сделать фотоснимки жрицы, помешался. Он вообразил, что мумия ожила, вышла из саркофага и хочет его задушить. Второй фотограф через восемь дней умер от солнечного удара.
Наконец роковую жрицу Амон-Ра привезли в Лондон и поместили в Британский музей. Наблюдавший за ее перевозкой музейный работник неудачно упал, ударился о стену головой и получил сотрясение мозга.
Все эти несчастные случаи были подробно описаны одной из лондонских газет и посеяли настоящую панику среди горожан. Другие газеты, поддержав сенсацию, стали публиковать письма посетителей музея, которые жаловались, что после осмотра мумии их преследуют различные неприятности. Общественность стала требовать, чтобы власти отправили роковую мумию обратно в Египет, а сторожа Британского музея наотрез отказывались без надобности входить в зал, где экспонировался саркофаг. Когда же обязанности службы все же заставляли их это делать, они старались держаться подальше и не смотреть на мумию.
Чтобы не будоражить общественность, музейное начальство решило перенести жрицу Амон-Ра в подвал. Через неделю после этого один из рабочих, перетаскивавших саркофаг, заболел, а его начальник умер от сердечного приступа прямо в кабинете у себя за столом.
«Всего за 10 лет мумия Амон-Ра успела погубить 20 человек. В конце концов ее приобрел у музея некий несуеверный американский археолог, который как раз собирался возвращаться на родину и уже купил билет на самый современный корабль. Назывался он, естественно, „Титаник”! Дальнейшее развитие событий известно всем…» Так заканчивалась статья в лондонской «Таймс».