Битва на Вихре (29 апреля 1386 г.)
В 1380-х гг. ради удержания и усиления собственной власти великий князь литовский Ягайло взял курс на объединение с Польским королевством. В 1385 г. он отправился в Краков, чтобы обвенчаться с польской королевой Ядвигой. Его старший брат, князь Андрей Ольгердович Полоцкий решил воспользоваться отсутствием брата, к которому у него были старые счеты, и захватить власть в Литве. Был намечен грандиозный поход, оформилась целая коалиция противников Ягайло в составе собственно Андрея Полоцкого, Ордена и смоленского князя Святослава Ивановича.
В феврале 1386 г., одновременно с вторжением ливонских рыцарей в Литву, войска Андрея Полоцкого двинулись в витебскую землю, где захватили город Лукомль. Наконец, с третьей стороны в наступление перешел князь смоленский. У смолян были свои счеты к Литве, к тому времени почти половина Смоленского княжества была захвачена литовскими князьями. Теперь, казалось, настало время «отбирать наши пяди и крохи». 22 марта 1386 г. Святослав Смоленский выступил в поход на город Мстиславль, завоеванный Ольгердом еще в 1359 г. «был преже того Мьстиславль город смоленской, но литва отяла за себе, он же хоте от литвы отняти». Святослав шел «со многыми силами» с ним были его сыновья Глеб и Юрий, а также племянник князь Иван Васильевич Вяземский.
Смоляне вступили на мстиславские земли не как освободители, но как завоеватели, придавая огню и мечу некогда смоленские владения. При этом выказывая беспримерную жестокость к местному населению «много зла, идущее, учиниша», проявляя в этом деле завидную изобретательность. Просто убивали «яко сверипие зверие». Сжигали «мужей и жен и младенцов, во избах запирающе». Вешали людей вниз головой на столбах «лысты (голени) процепивше, вешаху на жердех, аки полти (полтуши), стремглав». Раздвигали бревна в домах, вкладывали туда руки жертв, зажимали и так в несколько рядов со всех сторон дома «стену развед храмины от высоты и до земли, межь бревен рукы въкладываху, от угла и до угла стисняху человеки; и пониже тех других повешев... по всем четырем стенам сотворяху», а потом сжигали, оставляя за собой гроздья обгорелых трупов. И, наконец, «младенцы на копие возстыкаху».
18 апреля 1386 г. смоленская рать подошла к Мстиславлю, в городе держал оборону литовский князь Коригайло Оьгердович, началась осада. Смоляне штурмовали город с применением стенобитных орудий «нача ... порокы бити град» и «таранами стены товкучи», но усилия осаждающих не принесли результата - «не успеша ничто же». А на одиннадцатый день осады к городу неожиданно для смолян подошло литовское войско.
Дело в том, что Ягайло, встревоженный развитием событий в Литве, срочно отправил туда польские отряды во главе со своим родным братом Скиргайло князем Тракайским и двоюродным Витовтом, бывшим в то время князем Гродненским. Им удалось остановить орденских рыцарей и выбить Андрея Ольгердовича из Лукомля. В Литве к ним присоединились князь Дмитрий Корибут Ольгердович Новгород-Северский и Семен Лугвень Ольгердович. В целом, были собраны крупные силы, как минимум не уступающие смолянам в численности.
Утром 29 апреля 1386 г. литовцы вышли к Мстиславлю, после чего их знамена заметили смоленские князья «възревше смоляне и видевши в поле стяги литовьскыя». Гедиминовичи выстроились тремя полками, первый возглавил «князь Скиргаило Олгирдович, а мале подале другыи полк, в нем же бысть брат князь Корибут Олгердович, а третии полк, в нем же бысть брат их князь Семен Лугвении, с ними же вкупе и ... Витовт Кестутьевич». Построившись «сила литовьская вся вборзе идуще на поле».
Смоляне не ожидавшие появления литовской рати «смятошася и возколебашеся», но взяв себя в руки спешно построили полки и выступили навстрчу литовским князьям. Бой происходил под стенами города «соступишася под градом под Мстиславлем на поле на реке Вехре». Смоленское войско, очевидно, стояло с напольной стороны города, где располагались единственные ворота в Мстиславль, которые смоляне, скорее всего, и штурмовали в предыдущие дни.
Противники шли друг на друга лоб в лоб, не думая о засадах и обходах, по-рыцарский! Едва смоляне успели сесть на коней и построить свои ряды, как литовцы пошли в атаку. Святослав Смоленский выступил им навстречу «и ударил на литву з великим окриком». Произошла копейная сшибка, завязался жестокий бой «брань велия и сеча зла». Польские рыцари, литовские воины-язычники и смоленские бояре падали, пронзенные и зарубленные, к ногам своих боевых коней - «падоша мертвии мнози на реце на Вехре».
Сам князь Святослав Смоленский «на суиме» был «копием от едного литвина ... на вылет пробитым». Тяжелоранный копьем князь был укрыт в дубраве, где его добил поляк из войска Скиргайла «убиен бысть... от некоего ляха в дуброве, наехаша на него», в схватке был убит и его племянник князь Иван Васильевич Вяземский. Смоленские ряды дрогнули и обратились в бегство к реке Вихре, неся большие потери «многих, бояр и воевод и слуг избиша, а иных поимаша, а инии бежаша и истопоша в реце в Вехре». Жестоко изрубленный в плен попал Юрий Святославич, как и его брат Глеб, как и многие смоленские бояре.
Для смоленских князей итог был печален, они потерпели сокрушительное поражение. А уже весной 1387 года литовцы взяли Полоцк, князь Андрей Ольгердович был захвачен в плен и сослан в польский Хенчинский замок. Восстание против власти Ягайло в Литве было полностью разгромлено.
В битве на Вихре отметилось рекордное для XIV века количество Гедиминовичей и Рюриковичей одновременно участвующих в бою друг с другом. Катастрофический результат боя для смоленских Рюриковичей мало кто мог ожидать - великий князь смоленский убит в сражении, как и его крупнейший вассал князь Вяземский, а наследники смоленского князя были пленены. Множество бояр погибло или попало в плен, а бояре это не только воины, но и советники, судьи, администраторы князя. Фактический княжество было обезглавлено.
К тому времени сильно урезанное в результате прошлых войн с Литвой, а теперь лишившаяся своей феодальной верхушки Смоленское княжество было обречено. Так, вскоре после в битвы на Вихре плененный в ней князь Юрий Святославич был отпущен литовцами на смоленский стол в качестве вассала Ягайло. Но уже в 1395 г. новый великий князь литовский Витовт захватывает Смоленск и устанавливает там прямое литовское правление. В 1401 г. Юрий отбил город, но ненадолго. В 1404 г. Витовт вновь осадил и взял Смоленск, включив его в состав Литовского государства.
Как прямое следствие поражения на Вихре более чем на век над Смоленском устанавливается литовское владычество, лишь в начале XVI в. в борьбу за город вступят русские государи.