Мой дед, Киршин Михаил Иванович, в 1938 году был призван в армию, в 1940 году, отслужив срочную службу, вернулся домой. Весной 1941 года Большеучинским Военкоматом Удмуртской АССР был призван на переподготовку в г.Глазов. Там и узнал о начале войны. В составе 153 полка попал на фронт.
Солдаты были молодые, любопытные, и как не странно, сначала им очень хотелось увидеть немецких противников. Вооружение нашей армии было слабое – одна винтовка на троих, а немцы пошли в наступление на танках и самолётах.
Дед участвовал в оборонительных сражениях в Прибалтике и в Ленинградской оборонительной операции на Невельском направлении.
Как рассказывала бабушка Киршина Елизавета Александровна, долгое время от деда не было писем, бабушке было очень тяжело, она почти перестала надеяться, что когда-нибудь ещё увидит своего мужа. Оказалось, что деда взяли в плен в городе Невель.
Пленников перевозили из лагеря в лагерь. Во время одного из переходов дедушка и ещё несколько человек договорились о побеге. Они направились в лес. Дедушке и его товарищам удалось добежать до польской деревни. Спустя некоторое время солдаты услышали голоса немцев и спрятались в большом стогу сена. Лошади немцев стали жевать сено, и была большая опасность, что сбежавших пленников заметят. Каждый из них думал о своём, эти минуты были очень напряжёнными. Но немцы ушли. Когда дед добрался до русских частей, его вновь направили на фронт. В одном из боёв попал под обстрел, был засыпан в окопе землей и ранен. Его направили в военный госпиталь города Баку, где было сделано множество операций, в том числе и на глаза. Зрение полностью восстановить не удалось.
Только осенью 1945 года дед вернулся домой в д. Телекшур Можгинского района. Вот что рассказывала об этом бабушка Елизавета Александровна:
«Однажды на лошади приехала в деревню Соловьёвка моя двоюродная сестра. Я в это время была в огороде. Вдруг услышала, что меня кто-то зовёт, поставив лопату на вытянутую руку, посмотрела по сторонам и увидела сестру, которая сказала: «Лиза, я тебе мужика привезла». Я не могла поверить, что муж вернулся, и сказала: «Какого ещё мужика?! Ты чего?». Увидев супруга, не поверив своим глазам, я побежала к нему, мы были самые счастливые в этот момент. Он обнял своего старшего сына и с нетерпением стал ждать встречи со своей дочерью, которая родилась в августе 1941 года. Собралась вся деревня. Я пошла за маленькой Галей, подошла к ней и сказала: «Галя, это твой папа пришёл с войны, ты к нему подойди, возьми его за руку и поцелуй». Она видела отца только на фотокарточке. Наверное, она не знала, как он теперь выглядит, и вообще кто такой папа, какой он, как с ним нужно разговаривать. Галя помнила, что нужно сделать с моих слов, быстро пошла к нему, взяла его за руку и стала тянуться поцеловать его. Тут он поднял её на руки, крепко обнял. Семья теперь вместе, это главное. У всех жителей деревни, которые были свидетелями этой долгожданной, выстраданной встречи были крупные слёзы на глазах от счастья…»
После всех испытаний дед вернулся домой, где его ждала семья. Он навсегда остался инвалидом по зрению, на всем теле были шрамы от осколков и ранений. Несмотря на это, дед и бабушка трудились всю жизнь, ведя собственное хозяйство, занимаясь животноводством, выращивая овощи. Бабушка всегда готовила богатый и вкусный стол из самых простых продуктов. За свою жизнь они вырастили и воспитали 8 детей, 14 внуков.
Елизавета Александровна была награждена медалями материнства второй степени (20 января 1956 года) и первой степени (27 февраля 1959 года), орденом «Материнская слава» третьей степени (21 июля 1961 года).
В память о дедушке и бабушке мы свято храним юбилейные медали, документы к ним, кожаный ремень, с которым дед прошел всю войну, а так же медали материнства, которыми награждена бабушка. Наши дети так же интересуются историей семьи, участвуют в проектах («Дорога памяти», «Правнуки Победителей», «Я горжусь», «Бессмертный полк»).
Спасибо нашим героям за Победу!