3 в 1 - игрушка, подушка и любимец! А ещё это прекрасный...
3 в 1 - игрушка, подушка и любимец! А ещё это прекрасный подарок на любое торжество!
Котоподушки от Людмилы)
Русское поле Россия – страна полей, а если не веришь,...
Русское поле
Россия – страна полей, а если не веришь, выйди за околицу да погляди на дымный горизонт. Прямо от крайних изб во все четыре стороны тёплым лоскутным одеялом раскинулись нивы, стёганные тонкой нитью просёлочных дорог.
А как эти нивы поют! Как они шепчут! Стоит подняться затемно, выбежать в поле да внять звенящему ветру, коий под лунным блеском тонкой волной колышет рожь! Волны эти уходят далече: будто касаясь той заповедной грани, там, где холодное чёрное небо нежно целует нивы, и, казалось…, встань на пригорок, как далёкие блёклые звёзды сможешь в лукошко руками собрать!
С первых погожих дней и до поздней осени пращуры наши работали в поле, холя да лелея златые хлеба. Утром на Степана-Ранопашца, а по северу - на Еремея-запрягальника выезжали крестьяне на пахоту, первую в новом году. Зори в эту пору случаются рано, солнце сияет ласково, разгоняя туманы над нивами, утром, под первый крик петуха.
Правда, выезжали на поле затемно: кто в четыре от полуночи, кто в три, освещая дорогу подобием факела, сделанным из толстой суковатой палки, старой соломы взятой из конюшни да трепья. Прямо на ниве сбирался завтрак, ели крестьяне что привезли: сваренные в крутую яйца; пряный черный хлеб, ещё не остывший от русской печи да горячую солянку, коя, как верили, давала силы на пахоту и сулила большой урожай зерна. Целый день до поздних сумерек кипела работа. С первыми звёздами уезжали в деревню, а утром вновь сбирались на пашню: снова за плуг да соху. Часто пахать приходилось дважды: вдоль по полю и поперёк, чтобы не осталось крупных комий, а дальше на ниву выезжала борона.
Работа вставала редко: только если дует холодный северный ветер, ибо считали что пашня, возделанная под ним, не сможет родить богатых хлебов и будет в деревне голод.
Рачительный хозяин заканчивал вспашку на Еремея-выпрягалъника, а ленивого ждали насмешки и позор: с таким мужиком со всей деревни ни одна из девиц под венец не пойдёт. Чтили ещё такой обычай: по первому грому нужно кувыркнуться через голову, тогда до самого Покрова спина болеть не будет, да и сев легко пройдёт.
Начало севу давали приметы. Так говорили в Прикамье, когда у берёзы листья с пятак, а над рекой звенят комары, тогда и сев открывать пора. Начинались работы обычно до Николина дня: накануне мылись в бане, надевали свежие рубахи, расстилали узорную скатерть да вешали лучшие из полотенец в каждом домашнем углу.
Утром поднимались, как водится, затемно, читали молитвы на образа и отправлялись в поле с первым лучом зари. На поле хозяин закапывал яйцо, крестился да кланялся на все четыре стороны, а после приступали к делу, работая там от темна до темна. На Каме считали, что сеятель обязан быть голодным, должен идти по полю босиком и непременно вдоль.
Дни для посева выбирали очень тщательно, лучше всего подходили вторник четверг, суббота или среда. Если в этот день случалось полнолуние, сев считали особенно удачным, проча под осень богатый урожай. Да и зерно для посева годилось не всякое, отбирали крупные зёрна, смолотые строго до Спиридона-солнцеворота и не позднее этого дня. Самым же всхожим читалось семя, освящённое в церкви или то, что в день посева удалось умыкнуть из соседского лукошка, прямо среди полей. От того – то наши мужики и отправляли сыновей «пострелять соседские зёрна» да и сами они делали вид, что не приметели, если какой мальчонка из под носа горсть - другую семян утащил.
Впрочем, не всегда крестьяне сеяли, что хотелось душе. Так, в 1842 году в Сайгатскую волость впервые завезли картошку. Приехали служивые, согнали крестьян на поля, заставили сажать заморский плод. За этой работой следил удельный чиновник, коему в дальнейшем орден перепал по делам.
Только уехал «большой человек», наши крестьяне вернулись в поле: за день повыкопали «чёртово яблоко», да снова прошли бороной, засеяв на нивах коноплю. Ведь конопля это что: она и пенька и масло и горячая каша к крестьянскому столу, а что с картошкой делать пращур наш ещё не знал…..
После сева, на Елену, справляли «Отсевки», когда по полям ходили крестным ходом с иконой да водили попа, дабы он землю и нивы освятил. На юге Прикамья у сельских полей стояли поклонные кресты, а где и часовенки. Случалось, идёт по такому полю странник, увидит часовенку, помолится о своём, да попросит за крестьянина дать ему добрый урожай. Так то и дождь случится ко времени и саранча стороной обойдёт.
Под вечер пели песни, варили брагу, старики вспоминали былое да поучали молодых: как хлеба растить, когда надо сеять и убирать, что на поле делать можно, а чего нельзя. Например, говорили они, не ложитесь спать на полуденный отдых после полевых работ у межо́вых ям, а то наткнётесь на межевичков да луговичков, а от их проказ человеку добра не будет.
С началом Петрова поста дел на полях становилось мало: сев уже завершён, а для жатвы озимых и сенокоса ещё не настала пора. Солнце в это время светит жарко, дни стоят погожи и чисты, а ночная прохлада лишь на несколько часов забредает в Прикамские земли, не успев остудить раскалённую пашню, и уже в четвёртом часу, на востоке, за Камой, по верхушкам сосен всходит над нашим краем утро нового дня. Злаки и травы в эту пору набирали силу: они поднимали стебли и цвели. А потому считали это время волшебным, запрещалось стираться, наводить по-чёрному бани, да ходить в одиночку на покосы и поля. Самым опасным считался полдень, в эту пору в той части нивы, где рожь касалась неба да от палящего зноя начиналась рябь, появлялась полудница - хозяйка и берегиня полей. На вид она хороша собой: девица лет пятнадцати, волосы распущены, пшеничного цвета, спадают до самых пят. Одета она не броско - простой крестьянский сарафан, но настолько белый, точно снеги на Николу Зимнего, крепкой морозной зарёй.
Полу́дниц у нас водилось не мало. В каждом поле когда-то такая была, а потому рассказов о них ходило видимо-невидимо, и кто теперь разберёт, где правду говорят, а где вымысел.
Сказывают так, у одного крестьянина с Кемуля отбился от стада телёнок, долго искал он его на покосах, полянах и лугах, пока, наконец, не вышел в поле. Дошёл он до центра нивы в самый полуденный зной, как раз цветьё, запретная по́ра, стояла.
В самом сердце поля - ни души, пахнет горячей растресканой землёй да цветущей нивой и такая стоит звенящая тишина, что крестьянину стало страшно. Видит вдруг, шагах в тридцати, воздух рябью пошёл да рожь заколыхалась. Там, где мгновенье назад не было ничего, очутилась девица в белом сарафане с васильковым венком на пшеничной головке о длинных волосах. И с таким укором посмотрела на него, что крестьянина хватил животный ужас. Понял он, кто явился пред ним и рванул, что было мочи, к ближайшему лесу, только разве может человек убежать от неё?
Возле самой опушки хватила его какая-то сила по затылку, так что кровь из носу пошла. Оглянулся крестьянин, а девица далеко: хохочет, заливается и точно парит над посевами ржи. На силу добрался до деревни и два дня пролежал у сельского знахаря на палатьях в избёнке, в глубоком бреду.
Говорили, тогда «легко убежал». Очень ведь не любят полу́дницы когда в запретное время люди вторгаются к ним в поля. Могут удар наслать, утащить с собой в безвестные дали или вовсе выбить жизнь из человека да оставить его жаре пока селяне не найдут.
С женским полом случалось иначе: увидит полу́дница бабу да заставит её танцевать. Кто перетанцует царицу полей, получит богатства и блага несметные, да и муж подберётся для неё такой, что нашим сельским девкам будет на зависть. Строго-настрого запрещали беременным женщинам да бабам с грудными детьми подходить к границам поля, покуда стоит цветьё. Увидит полу́дница такую да подме́нит ребёнка хоть в утробе матери, хоть в корзине на своего. А ребёнок полу́дниц сторонятся приёмной матери, растёт не ласков и нелюдим. Станет он добрым пахарем, только всю жизнь ненавидит других людей…
С детьми-шестилетками царицы полей обходились по свойски: заманят их в рожь приметной ящеркой или птичкой, а те блуждают меж высоких колосьев, покуда дорогу назад не найдут. . .
На Иванов день по границам полей ходили крестным ходом: чтобы колос лучше наливался, а по осени были обильные хлеба. Подобные ходы направлялись обычно к святым ключам, где совершался молебен. Такие родники сохранились у нас в селе Перевозное, деревне Каменный Ключ и деревне Карша. В сухие годы, когда с небес не падало ни капли, бытовали в сёлах обливания холодной колодезной водой. Говорили тогда: «Мы сами обольёмся, а Господь на землю дождики прольёт». Особой удачей считалось облить проезжавшего путника или дьячка, который в разгар жары показал, ненароком, из и́збы свой нос. Особо усердствовали парни: выбирали самое большое ведро да прятались в кустах бузины и ждали, покуда девка какая с вёдрами на реку или к колодцу по во́ду пойдёт. Как подкараулят, тут же обливали студёной водой с головы до пят. Парни хохочут, а девки визжат, но ни кто не обижался: весело было и смешно!
В самые жаркие годы, когда палил нещадно зной, земля расходилась трещиной, а саранча вставала на крыло, закрывая синее небо, совершали крестные ходы и молебны на полях, у поклонных крестов и полевых часовен, кои в великом множестве были разбросаны по нашей земле. Пашню кропили святой водой, ходили с иконами к ключам что на ме́жах, а после службы всей деревней отправлялись на реку купаться.
Ближе к концу цветенья злаков, по вечерним сумеркам, девушки ходили в поле гадать. Нужно было уйти далеко от деревни, в место, где ржи не будет конца. Должно затаить дыхание и слушать ветер. Если в шуме хлеба услышишь ржанье коня, будет богатый урожай. Если колокольчик, то скоро выйдешь замуж, а если глухие томные звуки, - доброго в году не жди ничего. Ещё говорили так: выйдя к началу нивы, на новой ме́же нужно приложиться ухом к пашне и спросить о суженом. Какое имя услышишь в ответ, так и будет зваться твой муж. Собираясь назад в деревню, девушки брали цветущий колос, клали его за ухо, и загадывали желание. Если цвет по пути к избёнке опадёт, то загаданное сбудется и всё у девицы в жизни будет хорошо!
С Петрова дня и до Ильина на селе продолжалась страда: поспевали травы, начинался сенокос. На покосы выходили рано, в чистой белой одежде, работали до полудня, а потом удалялись к опушке леса, где на время лютой жары назначался полуденный сон. Главным врагом крестьян в сенокосное время считался обычный дождь, а от того, например, запрещалось грабли и вилы вздымать остриём к небосклону, ибо «тучи зацепишь, дождь набежит».
В конце июля – начале августа наступала пора уборки озимой ржи. Перед жатвой получали благословление, читали молитву и выходили по ранним росам на поля. Работали серпами, срезали колосья, а после вязали из них снопы. Первые колосья крепили на тело чтобы не болели ноги и спина, а придя в избу их молотили да кормили этим зерном домашних кур, дабы хорошо неслись весь год.
Сжатые снопы выстраивали копнами – «суслонами», и обязательно колосом вверх, чтобы не добрался хомяк или мышь. После жатвы озимых высевали новые, делая это с оглядкой на первый, второй или третий Спас. Дальше наступала жатва яровых, она тянулась долго, обычно до Воздвиженья, когда «Последняя копна с полей сдвигается». Сжатый хлеб увозили в овины, там он досыхал, а после направлялся в гумно, где до самых декабрьских морозов гремела молотьба, и светец непременно горел…
Работу в полях венчали «Дожинки», когда срезался последний сноп. Часть такого снопа заплетали косичкой и оставляли в поле «Христу на бородку», чтобы на следующий год опять собрать богатый урожай. В деревне говорили «Этот сноп хранит всю силу летнего поля», а потому, вторую его часть несли домой и ставили за иконы на божни́цу, где он хранился до вешнего тепла.
Закончив жатву, крестились и кланялись на восток, а в отдельных деревнях, женщины катались по чистому полю вдоль и поперёк, дабы опустевшая нива вернула отданные силы, за весь прошедший сезон.
К вечеру в хозяйском доме накрывали обильные столы. Чего там только не было: и горячая солянка, и большой румяный пирог, и золотая яишенка с луком, а для веселья, непременно, ставили душистый квас и хмельную брагу. До самой глубокой ночи гудело село: играла гармошка, водили хороводы, пели песни и пускались в пляс. А впереди ждала молотьба, развоз зерна по сусекам и амбарам да починка инструмента и прочие виды зимних работ.
Только на Покров из свежего хлеба испекут на деревне каравай, когда по домам затопят печи, а на поле ляжет первый неловкий снег. Но всё это будет потом, а пока на селе веселье… Здравствуйте дожинки! Здравствуй золотая осень! Здравствуй новый урожай!
Кощеев Д.А. 18.08.2020
Пив*ман на Малеевке (у Родины) опять наливает через...
Пив*ман на Малеевке (у Родины) опять наливает через ж*пу. Как они объясняют, их так обучает руководство, 2 пальца ниже горлышка бутылки!!! Просишь подлить, посылают!!!
Короче не советую этот калл!
Анонимно
Доброго утра, друзья. Чтобы пятница впустую не прошла😀
Доброго утра, друзья. Чтобы пятница впустую не прошла😀
герой? болычево, как попадешься на глаза много говорить не буду. анон! номер ниже
герой? болычево, как попадешься на глаза много говорить не буду. анон! номер ниже
Компания Императорский чай больше 20 лет занимается...
Компания Императорский чай больше 20 лет занимается фасовкой и упаковкой чая и чайно-кофейной продукции.
Наш адрес: Московская область, р.п. Нахабино
Иногородним предоставляем жилье!
Мы ищем:
- мастера смены (заработная плата до 90 000 рублей)
- фасовщиков (заработная плата от 40 000 рублей)
- упаковщиков (заработная плата от 40 000 рублей)
- наладчиков автоматических линий (пищевого оборудования) – заработная плата до 80 тысяч рублей после прохождения стажировки. На период обучения з/п 65 000 рублей.
- операторов расфасовочно-упаковочной линии (заработная плата от 45 000 рублей)
- уборщика на производство (заработная плата 28 000 рублей)
- грузчик (заработная плата 40 000 рублей)
Мы предлагаем:
- официальное оформление согласно ТК РФ
- иногородним предоставляем жилье (хостел)
- сменный график работы (5/2, 2/2, 1/2)
- медицинский осмотр за счет организации
- заработная плата выплачивается 2 раза вы месяц без задержек
По всем вопросам обращайтесь:
Лазарева Наталья.
8-985-704-01-38,
8-495-744-06-55 (доб. 105)
ok@imperialtea.ru