× Главная Лучшее Свежее Вход Регистрация
ДуровЛох стал главным конкурентом ВКонтакте (Дуров в шоке) https://durovloh.me.
21

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Люди на протяжении всей истории своего существования сталкиваются с конфликтами и стремятся их разрешить. Конфликты между людьми или социальными группами называются межличностными (или социальными), и их проблема изучена довольно широко. Однако существуют конфликты, которые происходят «в самом» человеке, в его индивидуальной психике. Такие конфликты называются внутриличностными (или личностными). Авторы, которые занимались исследованием данной темы, представляли разные воззрения на причины, классификацию и последствия внутриличностных конфликтов.

Проблема исследования заключается в противоречии между существующим множеством психологических концепций внутриличностных конфликтов и недостаточно развитым теоретико-методологическим знанием о них. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что общего определения внутриличностного конфликта пока не существует. Особенности взглядов на личностный конфликт зависят от направления психологии, в контексте которого исследователи рассматривают данную тему.

Исследованием данной темы занимались такие отечественные исследователи, как А.Я. Анцупов, В.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин и многие другие. Большинство исследований внутриличностного конфликта принадлежит зарубежным авторам, таким как Дж. Доллард, К. Гольдштейн, К. Левин, Н. Миллер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, и другие. Так, по оценке А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, к концу XX века проблеме внутриличностного конфликта было посвящено лишь 8% публикаций в отечественной конфликтологии, тогда как на изучение межличностных конфликтов приходится около 83% работ, что говорит о малом числе специальных исследований, посвященных данной проблеме.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В нем принимают участие два и более человек, а также группы. Конфликты возникают по разным причинам: экономическим, психологическим, политическим, ценностным, религиозным и так далее. Однако противоречия во взглядах и желаниях могут присутствовать даже в одном человеке, в его индивидуальной психике. Именно это явление называется внутриличностным конфликтом – когда индивид не может сделать выбор между несколькими вариантами предложений, его потребности и ценности взаимно исключают друг друга, человек испытывает стресс по этому поводу и не может нормально функционировать.

В научной литературе используют синонимичные понятия: внутриличностный, психологический, интрапсихический, интрапсихологический, лисностный, внутренний. Психологический конфликт возникает на основе сознания и самосознания, в структуру которого входит противостояние двух или нескольких равносильных мотиваций, что воспринимается и осознается как личностная проблема, требующая необходимости своего разрешения.

В определенной мере внутренняя конфликтная ситуация нормальна для человека, так как она побуждает его мыслить и выбирать наиболее рациональный и подходящий способ удовлетворения своих потребностей, но когда тревожные мысли затмевают мозг, то внутриличностный конфликт может привести к губительным последствиям, таким как апатия, депрессия, фрустрация. При осознании наличия у индивида подобных конфликтов, стоит обратиться за помощью к специалисту, чтобы вовремя проработать трудно разрешимое столкновение собственных интересов.

Разные психологические школы имели свое понимание сущности личности, в связи с чем сложились разные подходы к рассмотрению причин внутриличностных конфликтов.

В психоаналитической концепции свои теории развивали такие авторы, как З. Фрейд, А. Адлер и К. Хорни, и под внутриличностным конфликтом они понимали борьбу между несовместимыми силами или структурами внутри личности.

З. Фрейд считал, что в человеке от рождения существуют и борются два противоположных инстинкта, которые определяют его поведение. Согласно Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно – это первичная инстанция, которая подчинена принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.

Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Эта инстанция явлется посредником между внешним миром и Оно. Таким образом «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности бессознательные импульсы Оно.

Сверх-Я – это высшая инстанция, основанная на принципе реальности и выраженная социальными нормами, требованиями, которые общество предъявляет к личности. Сверх-Я реализуется как совесть, осуществляет функцию самонаблюдения.

Таким образом по Фрейду внутриличностный конфликт возникает вследствие противоречия между Оно и Сверх-Я, то есть между биологическими иррациональными желаниями человека и нормами морали, которые представлены обществом.

Согласно взглядам А. Адлера, внутриличностный конфликт определяется таким явлением, как комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности – теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее «…энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех». Характер личности формируется в первые пять лет жизни человека. В этот период ребенок зависим от родителей, он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п., что и приводит к конфликту внутри человека.

К. Юнг в своей книге «Психологические типы» дал типологию личности, которая до сих пор широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Согласно его воззрениям, личность конфликта по своим установкам. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из этих функций может реализовываться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия. Исходя из всего этого К. Юнг выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Именно направленность (экстраверсия или интроверсия) определяет личностную установку, которая и проявляется во внутриличностном конфликте. Экстраверт имеет ориентацию на внешний мир и формирует свой внутренний мир в соответствии с окружающим. Его личные переживания зависят от того, где и с кем он находится, каких общественных норм он должен придерживаться. Интроверт же изначально погружен в себя, для него самое главное – мир внутренних переживаний, которые мало зависят от внешнего мира. Поэтому можно сделать вывод, что экстраверт более подвержен внутриличностным конфликтам, так как в этом заключается особенность его психики.

К. Хорни выделяет два вида интроспективных конфликтов: внутренний и базисный конфликты. С позиции К. Хорни, внутренний конфликт – это необходимость фактического выбора между двумя возможностями, обе из которых его субъект находит одинаково желанными, или между убеждениями, каждым из которых он в действительности дорожит. Наличие такого рода противоречий внутри личности человека не считается патологией, возникновение такого конфликта неизбежно ввиду постоянных изменений окружающей нас социальной среды.

В своей теории К. Хорни обозначила существование еще одного вида внутреннего конфликта – базисный конфликт. Невротический внутренний конфликт (базисный) – это необходимость выбора между двумя принудительными силами, действующими в противоположных направлениях, ни одной из которых субъект на самом деле не хочет следовать». Из этого определения становится понятно, что разрешение такого внутреннего конфликта становится практически невозможным, тем более что невротический внутренний конфликт всегда является неосознанным (бессознательным). Если указать невротической личности на явные противоречия в его суждениях, он будет их (это) отрицать, потому что базисный конфликт порождается глубоко вытесненными влечениями, которые можно обнаружить при преодолении значительного сопротивления невротика.

В гуманистической психологии внутренний конфликт – это противоречие, возникающее между Я-концепцией и опытом человека (К. Роджерс), между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). В экзистенциальной психологии внутриличностный конфликт понимается как ситуация потери личностью смысла жизни (В. Франкл).

Представитель гуманистической психологии К. Роджерс под внутренним конфликтом понимает рассогласование своего поведения, чувств, вызванных реальным «Я» и представлений об идеальном «Я» (Я-концепция). Роджерс определяет Я-концепцию как «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств "Я", или "меня" и восприятий взаимоотношений "Я", или "меня" с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый». Несоответствие между реальным и идеальным «Я» может возникать, когда Я-концепция чрезмерно обусловлена ценностями и представлениями, исходящими от других людей. Для понимания поведения личности в состоянии внутреннего конфликта необходимо исследовать ее систему ценностей, которая как системообразующий фактор определяет содержательную и структурную составляющие Я-концепции.

А. Маслоу считал, что конфликт возникает при рассогласовании базовых потребностей личности. Внутренний конфликт проявляется как неспособность личности принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях. Исследуя психологию выдающихся людей, он пришел к выводу, что гармонично развитая и независимая личность, которая реализует себя творчески наиболее полно и свободна от неразрешимых внутренних противоречий, обладает высокими адаптивными свойствами. «Поведение здорового человека менее подвержено страхам, тревог, вины, стыда, зависти, они проявляют трансцендентные качества».

В. Франкл, представитель экзистенциальной психологии, рассматривал человека как целостное существо, составляющее здоровую нормальную личность. Его концепция придает особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за этот смысл. Осуществить смысл жизни удается немногим. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума – чувства бесцельности и пустоты. Соответственно внутриличностный конфликт – это следствие экзистенциального вакуума. Внутриличностные конфликты выражаются в «ноогенных неврозах» – расстройствах внутренней структуры личности, вызванных отсутствием у человека смысла жизни. Для них характерны чувства тоски и бессмысленности существования. Необходимо убедить человека в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, а если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.

Представители когнитивной психология рассматривает внутриличностный конфликт как проблемную ситуацию, в которой имеется два конкурентных и взаимоисключающих альтернативных когнитивных решения. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера объясняет это явление тем, что человек стремится к уменьшению состоянию дискомфорта, вызванного обладанием двумя психологически противоречивыми понятиями. Например, «когниции» «Он мой друг» и «Он меня предал» являются противоположными, и в связи с этим человек не понимает, какая из них верная и как ему реагировать. Также ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятие решения, если он в нем не уверен. Здесь выступают два «знания»: «Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение». Д. Майерс приводит разнообразные примеры ослабления диссонанса после принятия решения, в том числе и экспериментально доказательства того, что принятое решение «создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем его целесообразность».

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии».В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др. Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Суть теории Э. Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания.

Таким образом, несмотря на то, что теоретические подходы к проблеме исследования внутреннего конфликта разнообразны, их можно классифицировать по тому, какой избирается поход к личности, к ее мотивам, желаниям и стремлениям, а также по тому, какую роль отводят внутренним переживаниям. Проблема заключается в общей классификации внутриличностных конфликтов и выделении единой типологии, на основании которой можно прибегать к практической деятельности.

По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что внутриличностные конфликты были объектом исследования представителей различных направлений в психологии, в результате чего возникло множество суждений по этой теме. Существование разных психологических концепций внутриличностного конфликта создает определенную сложность в их применении в практической работе, ибо каждая из них имеет свой подход к личности и ее субъективным переживаниям.

В реальной жизни встречается огромное количество психических конфликтов. Чтобы построить их общую систему, необходимо найти какое-то основание, вокруг которого можно сформировать типологию. Таким основанием может быть ценностно-мотивационная сфера личности, на основании которого А. Шипилов выделил основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт:


В отечественной психологии до сих пор нет единого мнения по поводу понимания феномена «внутриличностный ценностный конфликт»; не в полном объеме исследованы причины его возникновения и последствия, еще менее изучен вопрос о значимости субъектной позиции личности при выборе способа разрешения внутриличностного ценностного конфликта. В то же время, теоретические и практические разработки по данным проблемам очень востребованы в практике психологического консультирования и психотерапии.

Соловьёва Кристина Дмитриевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ...
Читайте также:
38

Извиняться - это винить себя. Нас с раннего детства...

Извиняться - это винить себя.

Нас с раннего детства учат извиняться. В основном, родители учат своих детей извиняться в тех случаях, когда дети виноваты. Но так как во взрослом возрасте бывает так, что человек чувствует себя виноватым за все, что происходит, то извиняются в таком случае люди тоже за все, что происходит и за что они чувствуют себя виноватыми. Извиняются там, где это не нужно, где они не виноваты, где они отстаивают свое «я» и свои границы. Важно именно хотеть извиниться, а не делать это потому что «надо». «Надо» - это установка ,за которой не видна истина.

Когда ребенка обучают извиняться, родители показывают ему, что ему нужно нести ответственность за свои поступки. Если что-то сделал не так - несешь ответственность. Во взрослом возрасте, человек достаточно субъективно оценивает, что он сделал «так», а что «не так». Он исходит из своей жизненной истории. Поэтому не всегда верно может определить, когда нести эту ответственность, когда надо извиняться.
В детстве родители могут наказывать ребенка «до тех пор, пока не извинишься». В таком случае от ребенка требуется только попросить прощение. Он может совсем не осознавать, за что его наказали или быть с этим наказанием не согласным. Но когда он извиняется, наказание проходит. Также и потом происходит и во взрослом возрасте. Чтобы человека «не наказали», он уже привык и старается, как можно раньше, извиниться. И нет надобности разбираться, виноват или нет, главное просто слова.

Извинение само по себе - это полезно. Но в минимальных «дозировках» и тогда, когда это уместно. Извинение уместно, когда для этого есть причина. Если мы действительно виноваты перед кем-то и нанесли ущерб, то извинения помогут снять чувство вины и показать человеку, что мы признали ошибку. Извинения уместны, когда Вы действительно совершили ошибку, навредили кому-то.

Другие люди могут пользоваться тем, что люди постоянно извиняются. Когда они видят, что человек во всем винит себя, они могут это чувство вины использовать в своих целях и манипулировать человеком. Собеседник сразу понимает, что Вы не уверенны в себе. Когда мы извиняемся, мы неосознанно говорим о том, что мы берем ответственность на себя. Хотя по факту, эта ответственность далеко не всегда наша. Например, человек может извиняться за чужие чувства «Извини, что обидел тебя». Как мы можем нести ответственность за чужие эмоции? Только сам человек может за них нести ответственность.

Когда человек постоянно извиняется, его извинения люди могут уже не воспринимать всерьез. Бывает так, что извинения люди постоянно произносят и без чувства вины, а просто по привычке. Тогда такой человек, действительно, не всерьез извиняется, а просто, потому что так принято, и после своих извинений он для себя ничего не выносит и не изменит свое поведение. Когда у человека есть чувство вины, он будет стараться что-то изменить, ну или как минимум думать об этом. Постоянные извинения не приносят человеку пользу.

Люди могут часто извиняться, когда хотят всем нравиться, могут извиняться, когда в чем-то превосходят других. В таком случае человек может хотеть сохранить хорошие отношения. Такие моменты вызывают чувство вины. Это может говорить о заниженной самооценке. Как будто человек извиняется просто за то, что он есть, просто за свое существование. Бывает, что люди часто извиняются, когда присутствует страх критики. Будто опережая человека, чтобы он не обвинил, легче обвинить себя самому. В таком случае, вместо конструктивного диалога, другому человеку придется убеждать, что все нормально.

Человек может извиняться, когда он о чем-то просит другого. Он может чувствовать, будто обременяет этого человека. Хотя, на самом деле у другого человека всегда есть выбор помочь или нет. У человека может быть убеждение в том, что когда он извиняется, он «смягчает удар». В действительности, извинение может смягчить чаще всего только диалог, а не саму ситуацию. Например, Вы хотите попросить друга, чтобы он Вас отвез на дачу. Перед просьбой поставленное «извини» смягчит ваш разговор. Но саму ситуацию, если он, например, не хочет везти, извинения не смягчат. Его отношение к этому не изменится.

Можно заранее продумать, на что можно заменить в своей жизни слова с извинениями. Можно проанализировать, в каких случаях Вы действительно виноваты, в каких просто привычка, а в каких Вы сами себя без причины обвиняете. При этом анализе хорошо бы помнить о том, на что Вы имеете право и за это себя не обвинять. Например, Вы имеете право передумать, и за то, что Вы изменили свое мнение можно не извиняться. Вы имеете право отказаться от того, что Вас просят сделать, даже если Вы просто не хотите. Вы имеете право выбирать себя. Когда Вы отказываетесь, тоже необязательно извиняться за свой выбор. Разрешите себе совершать ошибки. Не обязательно себя за них обвинять. Их совершают все люди. Вы имеете право не извиняться за свою внешность. Ваша внешность - это только Ваше дело, и если кто-то в него лезет, то он нарушает личностные границы. Вы имеете право не извиняться за свои эмоции. Вы имеете право чувствовать все то, что Вы чувствуете. Конечно, если они не задевают границы других, т.е. без оскорблений, насилия и т.п.. Вы имеете право не извиняться за свое мнение. Вы тоже имеете на него право. Вы имеете право не извиняться за Ваше телосложение и не оправдываться не перед кем за то, какое оно. Вы имеете право не извиняться за то, как Вы воспитываете своих детей. Это тоже Ваше личное дело. Никто не имеет право в него лезть. Вы имеете право не извиняться за то, что тратите время на себя. Это Ваша жизнь, Вы имеете полное право тратить время на себя тогда, когда Вам хочется. Даже если это «на себя» - лежание на диване. Вы имеете право не извиняться за свои неудачи, за то, что Вы с кем-то разные люди. Вы имеете полное право говорить «нет».

Бывает так, что человек извиняется за себя, что он не достигает различных идеалов, нос не такой, детей нет, нет высшего образования, нет большого заработка и т.п.. Но перед кем мы за все это виноваты? Перед кем нам за это извиняться? Все эти факторы не наносят никому вреда. Только если не оправдывают ожидания родственников, а за их ожидания только они несут ответственность, а не мы.

Отказ от привычки извиняться может привести к повышению самооценки и уверенности в себе. Можно заменить извинения на благодарность. Например, вместо того, чтобы извиняться за опоздание, можно поблагодарить за то, что дождались. Такими маленькими постепенными шажками возможно избавиться от этой привычки извиняться.




Александра Черкасова, клинический психолог, кризисный психолог, педагог-психолог.

Извиняться - это винить себя. Нас с раннего детства...
65

?Друзья, дарим книгу за репост! ? "Метод «Ключ»...

?Друзья, дарим книгу за репост!

? "Метод «Ключ» от комнаты страха твоего мозга. Заставь стресс работать на тебя" Хасай Алиев

‼Как выиграть книгу?

✅Сделайте репост этой записи на своей странице.
✅Быть подписчиком группы [club114024934|Научная психология]
✅Быть подписчиком группы [club40752639|BOOK24 книжный магазин]

⏰13 октября мы случайным образом выберем одного счастливчика!
? Доставка по РФ за счет организатора!

В книге собраны практики и тренировки, которые автоматически снимают усталость, напряжение и коварные блоки сознания. Приемы метода «Ключ» помогают приручить стресс и продуктивно использовать его энергию для решения важных задач. Откройте новые возможности своего мозга вместе с книгой «Метод "Ключ" от комнаты страха твоего мозга. Заставь стресс работать на тебя»!

ВНИМАНИЕ! Выдача приза осуществляется сообществом https://vk.com/book24_ru

?Друзья, дарим книгу за репост! ? "Метод «Ключ»...
Еще посты

Свежие комментарии

Ozod Azik 1 месяцев к записи
Я только одного вижу, а где другие?
Наталия 1 месяцев к записи
Ищем, все переживаем, как с вами связаться??
Валерия 1 месяцев к записи
Ну как по мне ей и так и так идёт, правда больше мне с андеркатом нравится😉
Вера 1 месяцев к записи
У меня есть олень
Анжелика 2 месяцев назад к записи
При чем тут хейт ,очень хорошие внимательные врачи. Я как раз закрывала больничный, парень с бородой был на приёме ( уж простите не поняла кто тут кто😭). Очень вежливый, внимательный, по русски говорит. Понравился . А передо мой вышла бабулька с глазами по пятаку , подсела к нам и начала названивать, вот мол ,не наш доктор ,а какой толковый ,все послушал и рассказал. Думаю ,эти парни станут всеоющими любимцами ,если останутся внимательным, гуманными и человечными. А то русские врачи больно быстро начинают мнить из себя пуп земли. Удачи, ребята !